Тихон Жизневский: "Всегда опасался фильмов про Великую Отечественную войну"
Фильм "Первый Оскар", снятый при участии канала "Россия 1", режиссер Сергей Мокрицкий задумывал как посвящение подвигу кинематографистов, которые ради правды рисковали собственными жизнями. Именно они и стали главными героями новой военной драмы. По сюжету студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский соперничают за звание лучшего оператора курса и за любовь красавицы Юны с актерского факультета. Когда начинается эвакуация, они втроем отказываются уезжать и отправляются на фронт: Юне предстоит выступать в концертной бригаде, а Иван и Лев становятся военными кинооператорами, их кадры войдут в историю. В эксклюзивном интервью платформе "Смотрим" Тихон Жизневский, звезда блокбастеров "Майор Гром: Чумной Доктор" и "Огонь", рассказал, что привлекло его в проекте и кто из коллег стал открытием.
- "Первый Оскар" – первая военная драма в вашей фильмографии. Вам, наверное, и до этого предлагали роли в военных фильмах. Что вас привлекло в проекте Сергея Мокрицкого?
- Вы знаете, да, всегда опасался фильмов про Великую Отечественную войну, но здесь сразу дал согласие и с удовольствием принял участие в съемках. Потому что история показалась мне очень интересной. Заинтересовал сам малоизвестный факт о присуждении советской картине премии "Оскар". Мне показалось, что это может быть интересно широкой публике.
- Работа в картине как-то изменила ваше представление о Великой Отечественной войне?
- Нет, наверное. Я с детского сада в своем маленьком городке всегда ходил на могилу неизвестного солдата возлагать цветы. И сейчас это делаю один время от времени. Поэтому мое отношение не изменилось. Но я многое узнал о работе операторов, о том, как они существовали, и действительно задумался о том, что то, что сняли эти люди, является документальным подтверждением и свидетельством того времени. Знаки войны существуют в этих видео, в фотографиях родственников, у всех дома есть фотографии дедушек, бабушек. Они для нас доказательство того, что было.
- У вас не появилось желание встать по ту сторону камеры?
- Нет, ни в коем случае нет. Пускай этим занимаются мои коллеги. Я и свою профессию не очень хорошо знаю. Мне кажется, нужно сначала ее изучить, а потом, возможно, позволить себе шальную мысль, что я тоже могу что-то снять. Пока я совсем не понимаю, как все же устроено режиссерское ремесло.
- С какими-то сложностями столкнулись в процессе съемок?
- Честно говоря, я не сказал бы, что было очень сложно. Мы померзли дней десять в поле под Тулой. Было практически минус 30, и ночью в поле на ветру было действительно дискомфортно, но ничего страшного, главное – побольше термобелья, а так в целом все прошло гладко.
- Оператор Иван Майский, которого вы играете, собирательный образ. Какой он?
- Иван Майский, молодой практикант, выросший в детском доме, обладает лидерскими качествами. Это очень волевой и целеустремленный человек, который всю жизнь всего добивался сам. Когда-то в юности он увидел ту нереальную жизнь в кинематографе и поэтому пошел учится на оператора. Естественно, учился лучше всех. И волею случая очутился на войне. И вот как его начало там крутить и ломать, мы и посмотрим.
- Ваш герой любит постановочные кадры, этому моменту уделяется большое внимание в фильме. На съемочной площадке вы больше за импровизацию или за четкие режиссерские указания?
- Мне нравится, когда в кино, в котором я снимаюсь, все постановочно, когда нет возможности заниматься самодеятельностью. Только если чуть-чуть совсем. Когда все распределено, когда режиссер знает, что хочет. Но художественный фильм и документальный – это разные вещи, у них разная структура. Фронтовым операторам приходилось не просто. Он снял и знать не знает, хорошо получилось или плохо. Я не снимался в документальном кино, но то кино, которое я видел, оно не постановочное.
- Антон Момот, исполнитель роли оператора Льва Альперина, главного соперника Майского, оказался надежным партнером?
- Это очень, я бы сказал, прозорливый человек, он чувствует, что происходит на площадке, в жизни, точно и четко определял, что со мной происходит, какой я человек. У нас с ним состоялся разговор, когда он все про меня рассказал, даже то, чего никто не знает. Очень чуткий человек и в актерском плане, очень переживающий и очень волнующийся за свою профессию, а не просто относящийся к ней поверхностно. Мы отлично жили в одном вагончике, проводили вместе много времени. Дарья Жовнер – тоже замечательный партнер. Человек, который ради хорошего кадра и правильного существования в нем, готов на все. То есть это совершенно феноменальная актриса. Для меня это было открытие. Потом я еще посмотрел драму "Теснота" и вообще был в шоке, что я с такими людьми в одну эпоху живу и работаю.
- Планируете ли дальше исследовать жанр военной драмы? Или пока поставите на паузу?
- Не знаю, тут каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. В принципе, сейчас я посмотрю, насколько это удобоваримо с точки зрения моих профессиональных качеств и как я там существую, и дальше, наверное, уже буду решать, стоит ли мне вообще идти в этот жанр.
- Какой зрительской реакции на "Первый Оскар" вы ждете?
- По большому счету, никогда не ждешь чего бы то ни было определенного – успеха или неуспеха. Хочется, чтобы зрители поверили в историю, прониклись судьбами и историями людей. В моем окружении ребята, которым по 10 лет, даже больше меня знают про Великую Отечественную войну, и фильм, наверное, способствует какому-то расширению кругозора. Мне кажется, его можно и нужно смотреть! Это будет интересно.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.