21 апреля 2022, 13:41 21 апреля 2022, 14:41 21 апреля 2022, 15:41 21 апреля 2022, 16:41 21 апреля 2022, 17:41 21 апреля 2022, 18:41 21 апреля 2022, 19:41 21 апреля 2022, 20:41 21 апреля 2022, 21:41 21 апреля 2022, 22:41 21 апреля 2022, 23:41
  • Людмила Шаулина
  • Василий Белоусов

Последствия введения ЕС эмбарго на российскую нефть

Введение ЕС эмбарго на российскую нефть обернется шоком для Европы, а вот Россия готова к такому сценарию, заявил в эфире программы "Субъективно" на "Радио России" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он предположил, что переговоры о возобновлении поставок начнутся на следующий день после того, как они прекратятся.

"Ситуация для Европы, конечно, будет весьма стрессовая. Дизельный кризис, который надвигается, будет еще больше ужесточен, и рост стоимости товаров, которые перевозятся с помощью дизеля, будет неизбежен. Повторяю, тут короткая дорожка до эскалации в сторону нефтегазового полного эмбарго. Я думаю, что Россия, конечно, такие варианты тоже просчитывает. Россия в принципе готова к такому сценарию. Да, это будет тоже стрессовая ситуация для нас, но мы имеем опыт, как сокращать добычу, по крайней мере, на какое-то время. Да, в коронавирус мы сокращали добычу, возможно, на меньшие сроки, чем придется в текущих обстоятельствах, но опыт, как это делать есть, и, кстати, видите, после короновируса какого-то полного разрушения нефтяной индустрии России не произошло. В принципе, все вполне держится. Тут скорее всего будет игра в гляделки – кто раньше моргнет при остановке поставок, и на каких условиях эти поставки возобновятся. Я не исключаю, условно говоря, что переговоры о возобновлении поставок начнутся на следующий день после того, как они – по желанию той или иной стороны – прекратятся".

Поставки российской нефти в Индию будут увеличиваться по мере роста экономики этой страны. Но основной проблемой наращивания этих поставок является отсутствие у России собственного танкерного флота:

"Индия – это такой энергетический близнец Китая. В том плане, что там тоже очень большое население, в котором постепенно растет благосостояние. Значит, миллиарду людей так или иначе нужна энергия для транспорта, для кондиционирования, для перемещения, для товаров, чтоб производились нормально, чтоб цепочки работали производственные. А уровень жизни постепенно растет. Раз он растет, значит, и количество энергии тоже там постепенно будет больше. Туда можно будет поставлять нефть, естественно, морским путем. Тут есть у нас какие проблемы? Проблемы у нас есть, связанные с тем, что у нас нет своих танкеров, мы зависим от чужих судоходных компаний, те, в свою очередь, могут выкручивать руки. Мы зависим от страховщиков и так далее. Но, в принципе, если цифры показывают рост экспорта в Индию, значит, все эти проблемы более-менее преодолимы. Возможно, будем договариваться с судоходными трейдерскими компаниями за пределами крупных игроков западных, которые находятся постоянно под пристальным вниманием прессы. Есть много других компаний, которые готовы с нами работать".

У России достаточно гибкие пути поставки нефти, но для полной свободы нужен собственный танкерный флот, сообщил Станислав Митрахович:

"Надо, конечно, постепенно начать делать собственные танкеры или покупать эти танкеры, чтобы иметь большую свободу. Определенные сложности могут быть с заправкой российских танкеров, идущих через Европу, но здесь надо договариваться. Я думаю, если у нас с Турцией отношения хорошие будут, то через Суэцкий канал все эти вещи можно будет поставлять и, если с арабскими странами тоже будут хорошие отношения. А так, конечно, Китай есть. Туда надо будет либо новую трубу строить, возможно, она будет называться ВСТО-3, возможно, будут еще какие-то маршруты продумываться. В принципе, 60% российской нефти экспортируются морем, поэтому гибкость более-менее есть".

Использовать мощности Северного потока-2 для производства сжиженного газа будет сложно, потому что у России нет собственной крупнотоннажной технологии сжижения газа. Единственный путь – масштабировать имеющиеся отечественные среднетоннажные технологии:

"Ситуация с СПГ у нас сложная. К сожалению, за восемь лет, которые прошли с 2014 года внутрироссийские ключевые компании, которые занимались производством сжиженного газа заявляли свои проекты как самые лучшие, соревновались друг с другом, но недостаточно кооперировались и государство здесь не проявляло достаточную свою роль, чтобы создать свою собственную крупнотоннажную технологию сжижения газа. Поэтому сейчас у России крупнотоннажной технологии сжижения газа по-прежнему нет, есть среднетоннажная технология "Арктический каскад". Работает в тестовом режиме – 0.9 млн тонн в год на 4-ой линии Ямала СПГ. Есть Газпромовский проект – станция "портовая" в ленинградской области, откуда среднетоннажный может поставляться в разные места – в том числе, например, в Калининград, если это будет необходимо в случае прекращения маршрута через Литву, что тоже не исключено. Один из вариантов развития событий: нам делать ставку на как раз на среднетоннажный СПГ-проект".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация