Страсти по Сахарову: в Москве прозвучит премьера документальной оперы "Аскет"
Имя советского физика Андрея Сахарова вписано в летопись XX века дважды. В научную и политическую истории Сахаров вошел как создатель водородной бомбы, обеспечившей превосходство Советского Союза в холодной войне. За свои успехи он был избран академиком уже в 32 года и одарен государственными премиями. Однако для многих Сахаров прежде всего – правозащитник, осознавший опасность собственного изобретения и лауреат Нобелевской премии мира.
Опера "Аскет" не пересказывает биографию Сахарова, вместо этого она помогает осмыслить "трагический архетип" человека науки, одержимого загадками бытия. Переведя идею Сахарова о существовании множества Вселенных на метафорический язык искусства, режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв сконструировали многомерный сценический проект, в котором сочетаются черты документального театра, оперы и мистерии.
Факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса. Семь частей оперы вторят семи дням Страстной недели. В финале завороженный Вселенной и ее тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, чей цикл – от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета – обречен на бесконечные повторения.
Авторский почерк композитора Николая Попова легко узнается в плотном электроакустическом саунде "Аскета", в котором сочетаются вокальные и инструментальные голоса в обработке live-электроники и синтезированные тембры. Следуя за традицией античных и христианских мистерий, Попов отводит важную роль хору, в то время как партию "аскета" Сахарова поручает не певцу, а перкуссионисту. В трактовке композитора вся сцена, включая предметы сценографии и специально смастерённые для оперы механические аппараты, являются музыкальными инструментами. Главная партия была написана специально для Александра Суворова, блестящего музыканта и солиста Российского национального оркестра, игравшего на одной сцене со многими мировыми звездами. Драматические роли исполнят актеры экспериментального театра "Практика" – Илья Барабанов, Ирина Петрова, Светлана Макаренко, Виктория Киприянова.
Премьера "Аскета" пройдет в театре "Практика" в пространстве Музея Москвы, расположенном в архитектурном комплексе XIX века. Синергия современных мультимедиа и исторического пространства заново раскроют для слушателей новые художественные возможности жанра оперы.
АВТОРЫ О ПОСТАНОВКЕ:
Юрий Квятковский, режиссёр: "Представьте, что человеческий разум, разнообразие логических размышлений, чувства и ассоциации превратились в мультимедийную партитуру. О чём может мечтать, и в какие уголки вселенной в своём воображении может попадать академик Сахаров, – вот вопросы, которые нас будоражат".
Михаил Дегтярёв, драматург: "Познание Вселенной во всех ее проявлениях – от вопросов морали до космологических проблем – придает жизни черты высокой трагедии. Ее суть в том, что поиск истины никогда не заканчивается и всегда остро воспринимается людьми, не важно, какой эпохи. В "Аскете" мы исследуем этот трагический архетип сквозь призму судьбы великого ученого и общественного деятеля, его идей и их последствий".
Николай Попов, композитор: "Музыкальный проект "Аскет" – это многоуровневое и нелинейное произведение. Мы опираемся на биографию учёного, чтобы в формате документальной оперы – мессы выразить его основные жизненные принципы".
SOUND UP x Театр Практика: Аскет
31 мая | 19:00 | 21:30
Музей Москвы, Зубовский б-р 2, стр.2
Подробности: www.soundup.world и https://praktikatheatre.ru.