Валерий Гроховский: "Большой джаз" – прекрасная возможность оказаться в ряду единомышленников
В субботу 7 мая "Большой джаз" продолжится дуэлями! Два музыканта, владеющие одним инструментом, будут противостоять друг другу в творческом поединке ‒ back to back, "спина к спине".
Однако по мнению члена жюри конкурса, пианиста и композитора Валерия Гроховского, слово "дуэль" не слишком подходит для музыкантов. Вместо поединков – диалоги о музыке, а вместо конкуренции – дружба и сотрудничество. Подробности узнала Алина Артес.
А.А. – Как Вы восприняли предложение участвовать к проекте "Большой джаз"?
В.Г. – Присоединиться к такому яркому проекту, да еще в год 100-летия отечественного джаза – настоящая удача! Для меня "Большой джаз" – прекрасная возможность оказаться в ряду единомышленников. Отрадно, что в этом году в жюри конкурса вошли не только выдающиеся исполнители, но и представители музыкального образования. На мой взгляд, такое решение качественно изменило уровень проекта. В этом деле важен не только высокий уровень участников, но и авторитетная оценка их мастерства. Мы, в жюри, старались не просто оценивать конкурсантов с позиции "нравится – не нравится", но и давать профессиональные советы, указывать на сильные и слабые стороны музыкантов.
А.А. – Как по-вашему, этот проект может быть интересен тем, кто знаком с джазом не слишком близко?
В.Г. – Вполне! Мои знакомые, которые посмотрели первую программу из простого человеческого любопытства, стали допытываться у меня, кто же победит. Но я, разумеется, интригу не раскрыл. Отправил их смотреть следующие выпуски (смеется).
А если серьезно, то одна из задач проекта – как раз познакомить зрителей с разными направлениями джаза. В каждом выпуске есть номер, посвященный отечественному джазу, и для зрителей это прекрасная возможность узнать о чем-то новом.
Кроме того, среди членов жюри были настоящие легенды отечественного джаза. Их рассказы, комментарии – это и есть история, услышанная из первых уст. Игорь Бриль, Алексей Кузнецов, Владимир Фейертаг – нам повезло, что мы имели счастье находиться рядом с ними.
А.А. – На проекте Вы не только оценивали конкурсантов, но и выступали как исполнитель. В рамках "дуэлей" Вы выходили на "музыкальный ринг" вместе с Даниилом Крамером. Насколько в джазе важен соревновательный элемент?
В.Г. – Я не люблю, когда применительно к музыке используют термины "дуэль", "баттл" и так далее. Я вижу в этом воинствующий подтекст, который противоречит самому смыслу музыки. Мне кажется, что это больше зацепка для зрителей: кто же победит? кто кого переиграет? Но я обычно говорю, что мы с Крамером уже сыграли множество концертов вместе, и почему-то оба живы (смеется). А значит, никакая это не дуэль, а просто творческий диалог двух исполнителей. И я надеюсь, что зрителям он будет интересен.
А.А. – В одном из интервью Вы говорили, что не являетесь сторонником джазовых обработок классики. Изменилось ли ваше мнение на этот счет? Как Вы воспринимали обработки на проекте?
В.Г. – За последнее 10 лет я несколько изменил свою позицию. Сделав несколько обработок музыки Баха, я стал увлекаться этим направлением. Кроме того, мне стало попадаться все больше талантливых обработок.
Справедливости ради, я сделал и несколько обработок наоборот. Так, музыку группы Beatles я переосмыслил в стиле барокко. И получилось любопытно! Особенно забавно было наблюдать за реакцией людей. Вроде звучит знакомая музыка, но акценты расставлены чуть иначе. Это такой увлекательный момент узнавания, когда зритель понимает, что композиция известна, но при этом открывает в ней новые яркие краски.
А на "Большом джазе" обработки были очень интересными! Считаю, что аранжировки, придуманные Петром Востоковым, – это тектонический труд и с точки зрения объемов, и с точки зрения результатов. Вообще, его Большой джазовый оркестр, это коллектив энтузиастов, которые обожают свое дело, и полностью отдаются своей работе.
А.А. – Вы не только исполнитель, но и педагог. Как Вы считаете, что объединяет всех ваших учеников?
В.Г. – Я думаю, что есть несколько объединяющих факторов: любовь к своему делу, целеустремленность, работоспособность, порядочность. Думаю, это главное. Пока человек учится, он получает заряд, а дальше, сохраняя эту энергию, идет по жизни.
Для меня педагогика – это помощь в становлении личности. Я высоко ценю нашу многоступенчатую систему образованию, и считаю, что она работает правильно. И мне нравится видеть, как шаг за шагом, развивается и человек, и музыкант.
А.А. – Джаз и исполнители джаза меняются? Можем ли мы представить, какими будут участники следующего сезона проекта "Большой джаз"?
В.Г. – Мы не можем сказать наверняка, какими будут исполнители третьего сезона, но мы точно знаем, что они будут другими. Что включает это понятие – другие – мне пока трудно сказать, но музыка не стоит на месте и требует от исполнителя новых навыков.
Что бы я хотел увидеть? Это другой вопрос. Было бы здорово, если бы возрастной ценз был поднят до 30-32 лет. На мой взгляд, было бы правильно увидеть не только молодых музыкантов, но и более зрелых. Это совсем не означает, что опытные музыканты обязательно переиграют своих более молодых коллег, но мы бы получили еще более полную выборку, а это здорово!
Еще один момент – сам бренд "Большого джаза". Мне бы хотелось, чтобы звание победителя этого проекта получило особый вес! У нас прекрасные исполнители и конкурс, который шлифует их таланты, а значит, "Большой джаз" – это марка! Очень важно, чтобы участники проекта уже сегодня стали востребованы. Тогда можно смело смотреть в сторону третьего сезона и говорить, что задача проекта и наша, как членов жюри, выполнена на 100 процентов!
Второй выпуск проекта "Большой джаз" смотрите в эфире 7 мая в 20:00.