ЕС хочет заменить российский газ африканским
Евросоюз не оставляет попыток найти замену российскому газу. Из-под сукна достали еще один полуфантастический проект, с треском провалившийся более десяти лет назад. Речь идет о транссахарском газопроводе.
Европейцы собираются заменить российский газ африканским, прежде всего, нигерийским. В этой стране обнаружены весьма солидные запасы природного газа – более 5 триллионов кубометров 0 это седьмой показатель в мире и первый на африканском континенте. Дело остается за малым – построить инфраструктуру по добыче и транспортировке. Идея, собственно, не новая. Проект был анонсирован еще в 2008 году, завершить его планировалось в 2015 году. Потом сроки сдвинулись на 2018 год, а затем идея и вовсе заглохла.
Согласно проекту, транссахарский газопровод должен пройти из дельты реки Нигер через Нигерию и Нигер в Алжир, а затем по дну Средиземного моря в Испанию. Стоимость строительства на конец 2000-х годов составляла около 13 миллиардов долларов с учетом газотранспортной инфраструктуры. После переоценки в 2014 году она выросла до 20 миллиардов. Сейчас, вероятно, затраты могут быть еще больше.
Страны-участницы проекта должны были проложить более 4 тысяч километров труб, по которым в Евросоюз могло поступать до 30 миллиардов кубометров газа в год. Объемы поставок нельзя назвать огромными. Для сравнения: в 2021 году Россия закачала в Европу 156 миллиардов кубометров голубого топлива.
Но главная проблема даже не в количестве газа, а в том, что инвесторы не хотят вкладываться в африканский проект. Небезопасно! В Нигерии орудуют матерые террористы группировки "Боко Харам" (запрещена в РФ). Саботаж на трубопроводах – их основной бизнес. Из-за постоянных атак террористов в 2015 году компания Shell продала действующий магистральный нефтепровод и участки недр в Нигерии.
"Шантажируют энергетические компании, которые работают в Нигерии, требуют от них постоянных выплат. Под угрозой как раз подрывы энергетической инфраструктуры, либо нападения на объекты добычи. И таким образом они зарабатывают. Поэтому там регулярно происходят взрывы. Были даже прецеденты, когда они пытались стрелять из гранатометов по морским платформам. Поэтому даже на территории самой Нигерии никто не может обеспечить достаточную безопасность объектов", – объясняет Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности
Транссахарский газопровод – не единственный из предложенных нигерийцами вариантов. Есть идея продолжить уже существующую Западноафриканскую ветку. Но тянуть ее придется вдоль всего африканского континента, через территориальные воды более десятка стран. При этом заявленная пропускная способность газопровода еще меньше, чем у транссахарского – лишь 12 миллиардов кубов.
"Причем этот проект, который сейчас Нигерия обсуждает, предполагает ответвления газопроводов на территории всех прибрежных стран, вдоль которых он пойдет. Есть ли там спрос на газ, непонятно. Какие деньги они готовы платить, тоже неясно. То есть здесь совершенно такой фантастический, длинный, протяженный газопровод, на который в реальности никто денег давать не готов", – считает Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
При строительстве масштабных проектов нельзя не учитывать специфику Африки. В регионе регулярно вспыхивают как локальные, так и межгосударственные конфликты. Любое политическое осложнение способно создать угрозу для работы газопроводов. Кроме этого, попытки достичь договоренности о прокладке газовой магистрали, наверняка, упрутся в так и нерешенные проблемы Западной Сахары.
В общем, протянуть трубу из Нигерии в ЕС даже в среднесрочной перспективе вряд ли возможно. Остается только СПГ. Но Нигерия уже и так продает все, что добывает. А для того, чтобы нарастить добычу, опять нужны деньги и время – 5-6 лет минимум.
Еще больше интересного с сайта "Смотрим" – в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.