17 мая 2022, 10:07 17 мая 2022, 11:07 17 мая 2022, 12:07 17 мая 2022, 13:07 17 мая 2022, 14:07 17 мая 2022, 15:07 17 мая 2022, 16:07 17 мая 2022, 17:07 17 мая 2022, 18:07 17 мая 2022, 19:07 17 мая 2022, 20:07

В музее архитектуры имени Щусева открылась выставка к 100-летию Юрия Левитанского

  • В музее архитектуры имени Щусева открылась выставка к 100-летию  Юрия Левитанского
  • Картинка
    В музее архитектуры имени Щусева открылась выставка к 100-летию Юрия Левитанского
  • В музее архитектуры имени Щусева открылась выставка к 100-летию  Юрия Левитанского
Выставку "Человек иронический", приуроченную к 100-летию со дня рождения Юрия Левитанского, открыли в музее архитектуры имени Щусева. Мультимедийная экспозиция позволяет погрузиться в атмосферу времени, в которой он жил и писал.

Здесь нет ни одного поэтического сборника Левитанского, нет и его фотографий. В атмосфере застывшего пространства флигеля "Руины" оживает рассказ не столько о поэте, сколько о времени. Юрий Левитанский особым, свойственным только ему образом, изучал и постигал отечественный ХХ век. "Сквозь трагический этот век проходит он, иронический человек"...

Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева: "Советское искусство, несмотря на то что оно четко делится на официальное и неофициальное, всегда надо понимать, что официальную и неофициальную часть создавали одни и те же люди. То есть какую-то часть жизни они были официально признаны, то есть они так или иначе были вписаны в, что называется, "советская система", а с другой стороны, они создавали искусство, которое выходило за пределы идеологем, главенствующих в обществе, и сохраняли то, что мы бы сегодня назвали общим гуманизмом. И это и есть тот феномен, который, как мне кажется, надо исследовать. И Левитанский одна из таких фигур".

Юрий Левитанский как никто другой понимал, что бывают времена, когда внешний "периметр" жизни настолько враждебен, что осваивать его или как-то ему соответствовать не имеет смысла. И именно в такие времена особую силу и важность приобретает слово, обращенное не к толпе, а к человеку. Одна из важнейших тем поэзии Юрия Левитанского — воспоминания. Так устроена и эта выставка. Инсталляции лабиринты памяти — цветная веранда дачи, где прошло детство поэта, кабинет, где писались стихи, кухня, где велись разговоры. И комната "внутренней эмиграции" пространство глухоты.

"Стены, которые вокруг нас, это стены, которые обычно используют для звукоизоляции. Мы все кричим в "мягких комнатах", в которую сами себя погрузили. Это можно воспринимать как прямую аналогию, с одной стороны, внешней ситуации, когда мы говорим, а нас не слышат. А с другой стороны, нашего внутреннего выбора, личного — мы настолько сильно не хотим проблем, как нам кажется, не нужных нам, мы запираем себя в этих мягких комнатах, а потом, когда нас заставляют их них выйти, мы с удивлением обнаруживаем, что мир-то вообще-то не такой", — объяснила Елизавета Лихачева.

И выходы из этой "мягкой комнаты" есть — она не герметична. А за ней звучат уже другие голоса... Актеры Гоголь-центра читают стихи Левитанского, пытаясь примерить на себя "жизнь и мнения" предшественника. Прошлое — увиденное и оцененное из настоящего.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация