К 110-летию ГМИИ имени Пушкина. Как менялся музей?
Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина – 110 лет. В день юбилея сотрудники организовали праздничную "Тотальную экскурсию", которая продлится весь день. Как менялся музей на протяжении десятилетий и чем живёт сейчас, узнала Юлия Струкова.
Открытость и доступность – главная цель Пушкинского. Здесь ежедневно – сотни посетителей. Их привлекает и знаменитая постоянная экспозиция, и неожиданные выставки, и насыщенная образовательная программа.
"Мне всегда казалось, что самое главное в хорошем музее – это современный взгляд на традиционный музей. Мы ничего не должны менять в музее, мы только должны менять себя, свое отношение", – отметила директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Рядом с классикой теперь высказываются современные творцы. Китайский художник Цай Гоцян взрывает порох, получается гигантская река революции. Фасад главного здания оказывается почти не виден, завален детскими кроватками. Это инсталляция "Осень". Она напоминает о конечности бытия и цикличности истории.
Деревяшки – 100 квадратных метров паркета из здания бывшего Института философии РАН – прямо в Итальянском дворике. Они превращаются в гнездо. Посетители складывают место уединения, автор инсталляции – Тадаси Кавамато. В последнее время здесь часто провоцируют и играют.
"Это игра. Я предлагаю взглянуть на собрание Пушкинского по-другому, игнорируя жанры и авторство, просто по принципу аналогии", – заявил куратор выставки "Бывают странные сближенья" Жан-Юбер Мартен.
Француз Жан Юбер Мартен в своей выставке скрестил старых и новых мастеров с масками, минералами и даже чучелами животных. Сегодня девиз – "Пушкинского музей, который не боится перемен". И вот еще один революционный шаг – меняют пространство постоянной экспозиции.
"Это прекрасная возможность показать больше вещей", – отметила заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина Сурия Садекова.
Показать больше – мечта профессора Ивана Цветаева, который открыл при Московском университете музей слепков. На этих кадрах 110 лет назад у парадного входа – члены императорской семьи. Потом коллекцию пополнили подлинники – древние реликвии русского египтолога Владимира Голенищева, поделенные между Москвой и Ленинградом собрания Щукина и Морозова. После войны – трофеи, которые реставрировали и возвращали обратно в Германию, предварительно показав сокровища Дрезденской галереи, которые советские люди знали только по репродукциям.
Увлечь искусством всегда мечтала Ирина Антонова, она делала невозможное. Показать в Пушкинском "Джоконду", перехватив ее по пути из Японии в Лувр. В 81-м открыть грандиозную выставку "Москва-Париж", где Матисс, Пикассо, Кокто соседствовали с Малевичем, Кандинским и Шагалом.
"Никогда здесь не было застоя", – говорила она о музее.
Антонова говорила о синтезе искусств и появились "Декабрьские вечера" с Рихтером. Она мечтала показывать максимум произведений из запасников, и около 30 зданий стали принадлежать музею в период ее руководства. Сейчас это – часть будущего музейного городка. Пространство в центре Москвы, целиком отданное искусству – общая мечта Ивана Цветаева, Ирины Антоновой, Марины Лошак , и оно продолжает строится. Сегодня Пушкинский готовится к давно ожидаемой выставке коллекции братьев Морозовых. Поразят не только тем, что она будет показана максимально полно.
"Мы обнаружили личную библиотеку Ивана Морозова. Да, да, как раз! И это будет одно из удивительных открытий. Мы сможем буквально через плечо коллекционера посмотреть, и увидеть, как он принимал свои решения", – отметил старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексей Петухов.
Музей должен быть готов к любым вызовам времени, как считают тут. И в любой непонятной ситуации строят планы на будущее. Сейчас у Пушкинского музея они расписаны как минимум на два года вперед.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.