1 июня 2022, 14:43 1 июня 2022, 15:43 1 июня 2022, 16:43 1 июня 2022, 17:43 1 июня 2022, 18:43 1 июня 2022, 19:43 1 июня 2022, 20:43 1 июня 2022, 21:43 1 июня 2022, 22:43 1 июня 2022, 23:43 2 июня 2022, 00:43
  • Дженнет Арльт

Алексей Козлов: "На предложение от "Большого джаза" я согласился сразу..."

Несколько недель телезрители наблюдают за тем, как развиваются события в проекте "Большой джаз", и уже в эту субботу определятся финалисты конкурса. Ближайший выпуск будет посвящен музыкальному стилю, который появился в 60-х годах прошлого века ‒ это джаз-рок.

Сегодня мы беседуем с Алексеем Козловым — саксофонистом, основателем ансамбля "Арсенал", который выступает в "Большом джазе" как член жюри. О том, как непросто завоевывал джаз-рок свое место в музыкальном сообществе и открытиях, сделанных на "Большом джазе" маэстро рассказал в интервью Дженнет Арльт.

— Алексей Семенович, первый вопрос — традиционный: как Вы отнеслись к предложению стать членом жюри "Большого джаза"?

Алексей Козлов: Я давно не участвую ни в каких съёмках, но на предложение от "Большого джаза" согласился сразу — это качественный профессиональный проект с серьезной образовательной составляющей и представительным жюри. Немаловажным для меня стало и участие Петра Востокова с его оркестром. И конечно, в программе, посвящённой джаз-року, направлению, которое появилось в России благодаря "Арсеналу", в качестве члена жюри должен быть Алексей Козлов (смеется).

— У вас была команда гуру джаза — Алексей Козлов, Игорь Бутман, Валерий Гроховский. Часто ли вы встречаетесь и, может, выступаете вместе?

А. К.: Не могу сказать, что часто — мы все сейчас плотно занимаемся своими проектами. Я сосредоточен только на работе с "Арсеналом" — каждую пятницу мы играем в моем клубе с оригинальными программами, а в июне готовимся выступить на Московском джазовом фестивале.

Члены жюри: Алексей Козлов, Вадим Эйленкриг, Игорь Бутман, Валерий Гроховский

— Ваш ансамбль "Арсенал" — один из первых музыкальных коллективов в стиле джаз-рок. Как пришла идея соединить, казалось бы, такую разную музыку?

А. К.: Знаете, в начале 70-х я преподавал в джазовой студии, организованной Юрием Козыревым сперва при МИФИ, а затем при ДК "Москворечье". Для меня это был небольшой, но постоянный приработок, и возможность попрактиковаться в качестве педагога. Там я вел не класс саксофона, а ансамбль, то есть малый состав из ритм-секции и нескольких духовых. Я учил их совместной групповой игре, но главным образом — искусству импровизации. Кстати, за время работы там я убедился, что научить импровизировать невозможно. Но можно помочь научиться тому, у кого к импровизации врожденные способности. И вот, с осени 1972-го года я решил попробовать свои первые оркестровки в новом стиле на учениках. Это была тема из репертуара группы "Emerson, Lake and Palmer" и моя новая пьеса, сделанная уже на ритмической рок-основе. Ребята прекрасно справились с оркестровкой и выступили на первом же отчетном концерте студии. Хотя на настоящий джаз-рок это было еще не очень похоже, но уже достаточно отличалось от традиционного духа всей студии, сориентированной скорее на диксиленд и свинг. И после первых выступлений я почувствовал некое отчуждение со стороны джазовых коллег.

— То есть джаз-рок не приняли в джазовом сообществе?

А. К.: Да, потом я решил сделать профессиональный джаз-рок коллектив с перспективой выхода на официальную эстраду, заполоненную к тому времени сотнями эстрадных ВИА. Прежде всего, я обратился к целому ряду своих близких знакомых, опытных джазменов, понимая, что с ними сделать хороший ансамбль будет легче и быстрее. Но никто из них не изъявил желания играть музыку, которая не то, чтобы им не нравилась, а просто была неизвестна. Тем более, что в среде джазменов все, что имело приставку "-рок", воспринималось отрицательно, как нечто примитивное, попсовое и даже враждебное. А сегодня, спустя 50 лет, джаз-рок уже никого не удивляет, и посмотрите, этот материал — часть конкурсной программы "Большого джаза".

— Что скажете про участников проекта? Как они справились со своей задачей?

А. К.: Уровень всех участников порадовал техникой и пониманием материала. Конечно, я всегда ожидаю от музыкантов самобытности, оригинальности. Пока я увидел только хорошую крепкую технику, что, впрочем, играет немаловажную роль. Не будем также забывать, что это конкурс молодых музыкантов, каждый еще в начале своего пути. Самобытность приобретается в процессе, в поиске, другими словами, у них сейчас есть хорошая база, дальше они должны ее развивать. Конечно, мое внимание было обращено особенно на саксофонистов — Андрея Баталеева и Матвея Михеева. Но и всем остальным участникам "Большого джаза" я желаю успехов в профессии.

Участники проекта Андрей Баталеев и Матвей Михеев

— "Большой джаз" может стать для них значимым этапом?

А. К.: И не только для участников. У нас выросло новое поколение прекрасных импровизационных музыкантов, играющих в самых разных джазовых стилях с отчетливым собственным почерком, а значит, "это кому-нибудь нужно". За десять лет, что существует мой клуб, я вижу, как меняется аудитория — каждую пятницу на моих концертах полный зал, и это, в основном, молодёжь, что не может не радовать. Важно привить вкус публике, научить слушать и слышать качественную музыку. А для того, чтобы этот процесс происходил, просто необходима поддержка всех средств массовой информации на государственном уровне. "Большой джаз" эту задачу решает. Несомненно, обществу нужны подобные проекты.

"Большой джаз" в эфире телеканала "Россия-Культура" 4 июня в 20:00.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация