Певец времени и безвременья: исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера Алена Рене
Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения классика французского кинематографа Алена Рене. Одна из любимых тем режиссера – память и беспамятство. Она нашла отражение в абстрактной экспериментальной ленте "В прошлом году в Мариенбаде". Станислав Анисимов продолжит.
Никакого Мариенбада – чешского города-курорта – в фильме Алена Рене нет, съемка проходила в интерьерах и садах мюнхенских дворцов. Как нет имен у персонажей, нет привязки ко времени и вообще не очень понятно, что происходит на экране. История любви или предательства? Сон или явь? И даже подробная схема событий фильма, расписанных строго по времени специалистами-киноведами, не дает ответа на вопрос: где скрыт ключ к пониманию фильма Алена Рене?
Михаил Трофименков, историк кино: "Этот фильм шокировал, был, скорее, шокирующей неожиданностью для современников. Потому что, в отличие от Рене, который обращался к жгучим темам, к актуальным темам, к теме войны, нацистского террора и так далее, это был Рене в безвоздушном пространстве"... Перенесенном на экран из сценария Алена Роб-Грийе, одного из лидеров французского "нового романа".
Главным для него была не психология взаимоотношений героев, а драматургия взгляда, холодное и отстраненное описание предметов, объектов и субъектов, их внезапных сочетаний и взаимных отражений.
"Новый роман позволяет тебе не вжиться в какого-то персонажа и с ним прожить его эпоху, его страдания, нет. Он как раз погружает тебя в ту экзистенциальную бездну одиночества, где есть ты и мир", – поясняет литературный критик Сергей Сдобнов.
Ключом к стилю "Мариенбада" стало немое кино с его нарочитой искусственностью и театральностью. И, конечно, черно-белой гаммой, которую режиссер сделает перламутрово-лаковой, соединив 20-е и 60-е в универсальный гардероб героини. Над ее костюмами работала Коко Шанель. "Как дизайнер и кутюрье, которая умудряется, с одной стороны, отдавать дань уважения буржуазности и буржуазности своих клиентов, с другой стороны – сохранять свой минималистки-лаконичный стиль. И мы видим на этих героинях, с одной стороны, эту абсолютную какую-то буржуазность и налет глобального шика, а с другой – они реальные в ирреальном мире", – рассказал историк моды Тим Ильясов.
Ирреальность мира Рене подчеркивал в своих раскадровках, отмечая тень от каждого объекта в кадре. Чтобы угодить богатой фантазии режиссера, часто эти тени приходилось рисовать вручную на съемочной площадке. В то же время камера медленно и подробно изучает лепной орнамент и другие элементы декора. Композиция кадра, съемка с движения – на стиле фильма сказалось прошлое в документалистике Алена Рене и его любимого оператора Саша Верни.
"Это был завораживающий сюрреалистический балет, который до сих пор остается магическим зрелищем. И, наверное, одним из самых удивительных соединений в искусстве абстрактного и бесчеловечного с конкретным и человечным", – отмечает Михаил Трофименков.
Алена Рене часто спрашивали, о чем фильм. Просили растолковать сюжет, рассказать о главных героях, отделить воображаемое от действительного. Режиссер всегда отшучивался: "В прошлом году в Мариенбаде" – это документальный фильм о статуе".