Незаслуженно забытая: оперу "Ася" Ипполитова-Иванова исполнили в Большом зале консерватории
Сто лет спустя опера Ипполитова-Иванова "Ася" вернулась на сцену. Премьера произведения прошла в 1900 году, а после революции оно было забыто: тургеневские герои пришлись "не ко времени". Возвращение – пока в концертной версии, но задумываются и о полноценной постановке. Из Большого зала консерватории – Мария Трофимова.
Сегодня произведения Михаила Ипполитова-Иванова исполняют редко. Они почти неизвестны широкой публике. Один из создателей современной системы музыкального образования, его при жизни до революции и после – в советское время – воспринимали прежде всего как композитора. Человек феноменальной работоспособности и широты композиторских интересов. Его наследие – пять опер, симфонии и оркестровые сюиты, хоровые, камерно-инструментальные, вокальные сочинения, музыка к кинофильмам.
"Ипполитов-Иванов в то время был очень мощной фигурой, одним из лидеров музыкального сообщества – и как композитор, и как общественный деятель", – рассказал руководитель проекта, ректор Музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона.
Вернуть в музыкальную жизнь страны оперу "Ася" основателя Ипполитовки – давняя мечта института. Чтобы осуществить идею, ушло полгода. Дирижер-постановщик Юрий Симонов взял за основу рукописную копию оперы, которая хранится в стенах Московской консерватории.
Впервые "Асю" сыграли в 1900 году в Московской частной русской опере. За дирижерским пультом стоял сам автор. Главные партии исполнили ведущие певцы того времени. Декорации и костюмы создал Врубель. Жанр оперы Ипполитов-Иванов определил так же, как и Чайковский в "Евгении Онегине", – "лирические сцены".
"Она не менее лирическая, потом она очень чистая и ни на что не претендующая. Это искусство в чистом виде, потому что ведь Чайковский опирался на Пушкина, а этот взял Тургенева, а Тургенев – это не Пушкин", – пояснил дирижер-постановщик, народный артист СССР Юрий Симонов.
Либретто "Аси" не совсем соответствует литературному первоисточнику. Некоторые сюжетные линии отсутствуют. А сама главная героиня у Ипполитова-Иванова получилась более нежной, лиричной и мягкой, чем у Тургенева. Образ своей Аси исполнительница роли Алина Яровая черпала из классики.
"Здесь я почувствовала, конечно, и Татьяну, и немножечко Ассоль – в ожидании чуда, счастья. Снегурочка – в какой-то мере, которая была холодной, потом полюбила и воспылала радостью", – поделилась певица Алина Яровая.
После концертного исполнения жизнь оперы продолжится уже в театральном воплощении – это будет совместный проект Ипполитовки и ГИТИСа. Оперу "Ася" планируют показать в разных городах страны.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.