8 июня 2022, 12:37 8 июня 2022, 13:37 8 июня 2022, 14:37 8 июня 2022, 15:37 8 июня 2022, 16:37 8 июня 2022, 17:37 8 июня 2022, 18:37 8 июня 2022, 19:37 8 июня 2022, 20:37 8 июня 2022, 21:37 8 июня 2022, 22:37

Персональная выставка Александра Пономарева в Музее Москвы

Александр Пономарев – моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.

Выставка "Без берегов" проходит в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения – это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект "Уроборос" был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.

"Получив высшее морское и инженерное образование, Пономарев “ходил за три моря” в качестве офицера плавсостава на кораблях, судах и подводных лодках и лишь потом пустился в творческое и, возможно, более беспокойное путешествие художника. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов. Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение", – пишет искусствовед, славист, исследователь русского авангарда, куратор Джон Боулт.

Выставка "Без берегов" даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии.

"Название выставки напрямую связано с тем, как я определяю свое творчество – оно и правда без берегов. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении. Иногда я нахожусь в реальном океане как организатор или участник научных и художественных экспедиций, а иногда – в разумном океане как герои "Соляриса" Тарковского. Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира", – отмечает художник Александр Пономарев.

На выставке в Музее Москвы представлены 3 масштабных инсталляции – 2 из них находятся в выставочном зале музея и одна – во дворе. Под открытым небом установлен "Икар" или "Понолет", который напоминает орнитоптер "Летатлин" Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики – художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. "Икар" никогда не сможет взлететь, но благодаря своей минимальной материальности, полому фюзеляжу и узким крыльям, аппарат производит впечатление чего-то неустойчивого и летучего – передает эффект не присутствия, а отсутствия.

В залах музея появятся две инсталляции с кораблями. Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция "Теория струн" – перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками – подобное панно находится в основании легендарной инсталляции "Уроборос", сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза. "Уроборос" – метафора бесконечности человеческой жизни.

Даты: 8 июня — 31 июля 2022

Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы

Подробности: на сайте Музея Москвы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация