На Камерной сцене Большого театра – опера Доницетти "Линда Ди Шамуни"
С сегодняшнего дня в Большом театре начинаются премьерные показы оперы "Линда ди Шамуни". Сочинение Доницетти вернулось на эту сцену спустя полтора столетия. Режиссер спектакля – Роман Феодори. С подробностями – Анна Аппалонова.
Оперу "Линда ди Шамуни" в музыкальных кругах называют "бриллиантом бельканто", то есть примером того самого виртуозного пения, о котором слагают легенды. А главную героиню – Линду – из-за ее судьбы сравнивают с самой оперой бельканто.
"Она какое-то время оставалась позабыта. Какое-то время ее стали активно исполнять, играть, трактовать в современных концепциях, вариациях. И немного это было вразрез с самой сущностью этой оперы. То есть производили над ней насилие, даже можно так сказать", – рассказала солистка Камерной сцены им. Покровского Большого театра России Екатерина Ферзба.
Что хочет Линда, тоже никто не спрашивает: маркиз желает ею овладеть в обмен на родительский дом, жених откладывает свадьбу, над подругой надругались, и то же может ждать Линду. Выход один – бежать подальше, из деревни в Париж, вслед за любимой подругой Пьероттой. В оригинальной версии Доницетти Пьеротту исполняли травести – женщины, переодетые в мужчин. Но здесь ее образ сложнее и глубже – подсказал сюжет и нравы XIX века.
"Отношение к женщине, что с женщинами можно сделать все, потому что она слабее, она беззащитнее, она ранимее, чем сильный пол. И так происходит, что для того, чтобы меня защитить, Линда предлагает мне перевоплотиться в парня, и мне приходится принять это", – пояснила солистка Камерной сцены им. Покровского Большого театра России Ольга Дейнека-Бостон.
Действие четко поделено на три части – это заметно и по декорациям, и по преображению актеров. В Париже Линда живет совсем другой жизнью, но все еще надеется выйти замуж по любви. Подруга Пьеротта стала уличным музыкантом. Ее протяжные песни – под редкий инструмент с необычным звучанием – гиронда, ее даже в XIX веке в этой опере мало кто слышал.
"Сам Доницетти, когда писал это произведение, понимал, что она не будет использоваться в каждом театре, что ее сложно где-то найти, и прописал эквивалент фисгармонии, там такой инструмент есть, который играет вместо нее. Но мы смогли найти этот инструмент", – сообщил дирижер, заслуженный артист России Антон Гришанин.
"Здесь как пианино: черные клавиши, белые, нажимаем на две струны – она звучит, изменяются звуки", – показала концертмейстер группы альтов оркестра Камерного музыкального театра им. Покровского Анжела Мелкумова.
За три с половиной часа, что длится опера, герои несколько раз меняются, и не только внешне. Линда понимает, что жених ее покинул, и вынести это не может. Монолог в сцене сумасшествия исполняется очень редко, но в этой постановке он звучит. Доницетти в своей опере придумал счастливый финал с исцеляющей любовью – текст оперы остался прежним, но каким будет финал, постановщики не раскрывают. Говорят: он зависит от взгляда смотрящего.