16 июня 2022, 08:30 16 июня 2022, 09:30 16 июня 2022, 10:30 16 июня 2022, 11:30 16 июня 2022, 12:30 16 июня 2022, 13:30 16 июня 2022, 14:30 16 июня 2022, 15:30 16 июня 2022, 16:30 16 июня 2022, 17:30 16 июня 2022, 18:30

Расширенную экспозицию Василия Чекрыгина подготовили в Третьяковской галерее

  • Расширенную экспозицию Василия Чекрыгина подготовили в Третьяковской галерее
  • Картинка
    Пресс-показ расширенной экспозиции Василия Чекрыгина в Третьяковской галерее
  • Расширенную экспозицию Василия Чекрыгина подготовили в Третьяковской галерее
На ней представлены работы знаменитого графика XX века, которые стали итогом его творческой деятельности.

Новая Третьяковка представила на Крымском Валу расширенную экспозицию Василия Чекрыгина. Впервые выставлена серия, работа над которой для знаменитого графика начала XX века стала и смыслом жизни, и подведением ее итогов. Алия Шарифуллина продолжит.

Из клубящихся бархатистых пятен прессованного угля выступают бесконечные фигуры людей – страстные, напряженные, мающиеся в ожидании новой жизни. Эту серию работ "Воскрешение мертвых" Василий Чекрыгин создавал последние два года своей жизни. В переломный момент эпохи, в безрадостные годы после войны и революции художник обращается к идеям Николая Федорова. Вслед за философом-утопистом художник-мыслитель выстраивает "великий план обновления мира и победы над злыми природными силами". Не пассивное ожидание чуда Воскресения, а Воскрешение – руками самого человека.

Александра Струкова, заведующая отделом графики XX века: "Он пишет о том, что искусство должно быть ключевым в деле воскрешения человечества. Соединение танца, музыки, изобразительного искусства должны привести вот к этому чудесному преображению материи и воскрешения умерших предков, которые он считал главной задачей своей собственной и главной задачей человечества".

"Я не гений, но гениален", – говорил о себе Василий Чекрыгин. Любимое дитя русского авангарда, столь же талантливое, сколь и своенравное. Он окончил иконописную школу при Киево-Печерской лавре, стал самым юным учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда поступил в 13 лет. Был младшим товарищем Маяковского, Бурлюка, Ларионова. Из-за модернистских "вредных влияний" был лишен стипендии и поехал учиться новому искусству в Париж. Просканировав все "измы" искусства, Чекрыгин создал свой язык, которому нет определения. И почитатели, и оппоненты сравнивали художника с "одиноко блеснувшим метеором". Татьяна Карпова, заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи: "Чекрыгин был одним из основателей художественного объединения "Маковец". Им было близко раннее искусство русского такого экспрессионизма. И в этих листах мы можем увидеть черты этого языка. Они очень экспрессивны по своей форме, заряжены открытой эмоцией художника. И в них все вибрирует, все пронизано этой энергией".

Чекрыгина не оставляла мысль создать грандиозное произведение, способное не только вобрать в себя все боли и драмы времени, но и найти им возвышенное разрешение. Эти рисунки – по сути своей фрагменты неосуществленной фрески, о которой он мечтал. Чекрыгин даже решился на радикальное высказывание – создание "Собора Воскрешающего музея". Чекрыгин создал около полутора тысяч эскизов, едва успевая запечатлевать то возникающие, то тающие видения.

Игорь Смекалов, куратор выставки: "Я не уверен что мы вполне себе представляем масштаб этого человека. Значение этой выставки не зависит от того насколько она мала или велика. Здесь каждая работа – это шедевр русской графики".

Трагический парадокс: художник, увлеченный идеями Фёдорова вернуть жизнь всем минувшим поколениям, сам пробыл в мире людей всего 25 лет. Он погиб нелепо, попав в сумерках под поезд. И теперь нам, его потомкам, спустя 100 лет после гибели Чекрыгина предстоит реконструировать его проект – всеобщего дела пасхального торжества жизни над смертью.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация