Расширенную экспозицию Василия Чекрыгина подготовили в Третьяковской галерее
Новая Третьяковка представила на Крымском Валу расширенную экспозицию Василия Чекрыгина. Впервые выставлена серия, работа над которой для знаменитого графика начала XX века стала и смыслом жизни, и подведением ее итогов. Алия Шарифуллина продолжит.
Из клубящихся бархатистых пятен прессованного угля выступают бесконечные фигуры людей – страстные, напряженные, мающиеся в ожидании новой жизни. Эту серию работ "Воскрешение мертвых" Василий Чекрыгин создавал последние два года своей жизни. В переломный момент эпохи, в безрадостные годы после войны и революции художник обращается к идеям Николая Федорова. Вслед за философом-утопистом художник-мыслитель выстраивает "великий план обновления мира и победы над злыми природными силами". Не пассивное ожидание чуда Воскресения, а Воскрешение – руками самого человека.
Александра Струкова, заведующая отделом графики XX века: "Он пишет о том, что искусство должно быть ключевым в деле воскрешения человечества. Соединение танца, музыки, изобразительного искусства должны привести вот к этому чудесному преображению материи и воскрешения умерших предков, которые он считал главной задачей своей собственной и главной задачей человечества".
"Я не гений, но гениален", – говорил о себе Василий Чекрыгин. Любимое дитя русского авангарда, столь же талантливое, сколь и своенравное. Он окончил иконописную школу при Киево-Печерской лавре, стал самым юным учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда поступил в 13 лет. Был младшим товарищем Маяковского, Бурлюка, Ларионова. Из-за модернистских "вредных влияний" был лишен стипендии и поехал учиться новому искусству в Париж. Просканировав все "измы" искусства, Чекрыгин создал свой язык, которому нет определения. И почитатели, и оппоненты сравнивали художника с "одиноко блеснувшим метеором". Татьяна Карпова, заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи: "Чекрыгин был одним из основателей художественного объединения "Маковец". Им было близко раннее искусство русского такого экспрессионизма. И в этих листах мы можем увидеть черты этого языка. Они очень экспрессивны по своей форме, заряжены открытой эмоцией художника. И в них все вибрирует, все пронизано этой энергией".
Чекрыгина не оставляла мысль создать грандиозное произведение, способное не только вобрать в себя все боли и драмы времени, но и найти им возвышенное разрешение. Эти рисунки – по сути своей фрагменты неосуществленной фрески, о которой он мечтал. Чекрыгин даже решился на радикальное высказывание – создание "Собора Воскрешающего музея". Чекрыгин создал около полутора тысяч эскизов, едва успевая запечатлевать то возникающие, то тающие видения.
Игорь Смекалов, куратор выставки: "Я не уверен что мы вполне себе представляем масштаб этого человека. Значение этой выставки не зависит от того насколько она мала или велика. Здесь каждая работа – это шедевр русской графики".
Трагический парадокс: художник, увлеченный идеями Фёдорова вернуть жизнь всем минувшим поколениям, сам пробыл в мире людей всего 25 лет. Он погиб нелепо, попав в сумерках под поезд. И теперь нам, его потомкам, спустя 100 лет после гибели Чекрыгина предстоит реконструировать его проект – всеобщего дела пасхального торжества жизни над смертью.