Реновация в Москве: великое переселение и экономический драйвер
Московская программа реновации жилья ровно пять лет назад перестала быть только лишь предметом споров и обсуждений и превратилась в проект, в котором активно участвуют десятки тысяч граждан. 17 июня 2017, кажется, целую вечность назад, в столице подвели итоги голосования жителей. Людям предлагалось поддержать включение их домов в программу либо же выступить против. И примерно 90 процентов москвичей сказали реновации своё твёрдое "Да!".
Что, впрочем, совсем удивительно. Даже во время весеннего митинга, который собрали несогласные москвичи, этот вопрос буквально витал в воздухе – неужели кто-то добровольно хочет остаться в хрущевке с их античеловеческими кухнями?
Да, на этих шести квадратных метрах десятилетиями росла культура советского и постсоветского кухонного разговора. Он обязательно в узком кругу – с комфортом принять в нём участие могли не больше трех-четырёх человек. Туда уходили пошептаться из гостиной, туда звали вернуться, потому что "в прокуренной кухне осталось вино". Под снос сразу же предложили пять тысяч домов с такими кухнями. Масштабы предыдущей реновации – лужковской "реконструкции" – были в три раза меньше.
И это великое московское переселение – программа так или иначе касается миллионов граждан. Да и изначальное её непонимание было связано в первую очередь с тем, что кто-то распространил слухи – мол, сносить будут в Москве, а строить едва ли не за 101-м километром. Это, конечно, оказалось неправдой. Переселяются, как правило, в тот же самый район. В современные дома с готовой отделкой, сантехникой и электрикой.
За эти пять лет в Москве построили два с половиной миллиона квадратных метров жилья. Почти двести многоэтажных домов, квартиры в которых получили пятьдесят семь тысяч москвичей. И почти каждый переезд – это ещё и искренний восторг: после хрущевок новое жильё – хоромы, не иначе. Впереди ещё две пятилетки, снос более четырёх тысяч старых панелек и возведение сотен новых домов. Столь масштабное строительство – это ещё и такой экономический драйвер: тысячи субподрядчиков получают тысячи заказов. А это всё рабочие места, зарплаты и стабильно работающее производство.