Картина "Джейн Б. Глазами Аньес В." выходит в российский прокат
35 лет назад Аньес Варда – французский кинорежиссёр, сценарист, фотограф – выработала собственный метод создания фильма: абсолютно реальная, даже документальная кинолента была составлена из фрагментов несуществующих фильмов. Главная героиня картины – Джейн Биркин, та самая англо-французская актриса, певица, модель, чьё имя вспоминают чаще в связи с названной в её честь сумочкой бренда Hermès, чем с ней самой.
"Джейн Б. Глазами Аньес В." – это заголовок фильма. После первых его показов в Европе Варда грустно замечала: "Я могу получить Золотую пальмовую ветвь, но не могу добиться широкого проката, такое противоречие". Вот и до российского проката фильм только теперь добрался.
Совместный фильм Джейн Биркин и "бабушки Новой волны" Аньес Варда появился спонтанно. Биркин посмотрела фильм "Без крыши, вне закона" и написала режиссеру восторженное письмо. Варда ответила, что почерк у Джейн ужасный, ничего разобрать нельзя и предложила встретиться лично.
Съемки проекта действительно растянулись почти на год, в это время съемочная группа поселилась в доме Джейн Биркин. Варда поставила перед собой цель показать Биркин такой, какой ее раньше не видели: не звездой, но живой, бесконечно многогранной женщиной. А заодно, по словам самой Аньес, в пику чинной документалистике "показать отрывки из фильмов, которые мы сами выдумали, и интервью, которые сами сочинили".
"В общем, идея была сделать то, что она не делала ни до, ни после. Она меняла голос, внешность, и это было здорово, было очевидно, что она хорошая комедийная актриса, что она способна играть комедию. Я была восхищена", – говорила Варда.
В коротких виньетках Джейн Биркин сыграла целую галерею непохожих тезок: от Джейн из "Тарзана" до Бедовой Джейн, героини Дикого Запада. Варда поселила Биркин в свои фантазии, среди любимых образов из живописи и литературы. Актриса вспоминает: далеко не все подобранные Аньес сюжеты ей нравились. Особенно она невзлюбила танец фламенко.
Но и желанные роли вызывали массу хлопот. К примеру, образ Жанны д'Арк. Мало того, что французская героиня Столетней войны говорила с английским акцентом. Сложности возникли и при съемках верхом, и в сцене сожжения.
"Я настолько серьезно отнеслась к роли, мы были захвачены сценой, и не сразу заметили, что маска человека, изображавшего палача, сползла с глаз, пока он бегал вокруг меня и связывал. Он не заметил, как чуть не придушил меня, я едва не потеряла сознание. Аньес не сразу поняла, что это не актерская игра. В общем, мы обе веселились", – вспоминала Биркин.
Этот фильм принципиально фрагментарен. Свои работы Аньес Варда называла "субъективными документами". Искать здесь грань между истиной и фантазией нет смысла, выдумки – тоже черточки к портрету Джейн Биркин. Путеводной нитью для Варда всегда были слова Монтеня: "Однажды мои друзья потеряют меня, но взамен обнаружат в творчестве что-то из моих черт, которые позволят сохранить и приумножить то, что они обо мне знали".
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.