Как в мрачные дни ковида: ситуация в Европе
40-градусный зной в Британии и Германии, засуха во Франции и пожары в европейском Средиземноморье могут оставить Европу без урожая в следующем году. По версии издания New Scientist, зерновая блокада Украины и резкий рост цен на газ могут спровоцировать массовые протесты фермеров и дефицит растительных культур и мяса. А еще логистическая и транспортная ямы, которвые с каждым днем все глубже: пока подаренные Германией танки не могут доехать в Киев, британцы не могут доехать на работу на метро и электричках.
Говорят, что в Британии таких забастовок не было уже 30 лет. В Лондоне закрыты отдельные линии метро, но это на самом деле лишь вершина айсберга – основной удар пришелся на железные дороги, причем по всей стране. Сложившуюся ситуацию уже сравнивают с режимом локдауна, о котором все здесь мечтают скорее забыть. Английская пресса увлеченно и с картинками описывает транспортный коллапс. Пустые вокзалы, мрачные комментарии.
"Это похоже на пустоши. Все так, как в самые мрачные дни ковида", – говорит Эндрю Хейнс, генеральный директор Network Rail.
Причина проблемы в том, что профсоюзы требуют для железнодорожников повышения оплаты труда на 11%, что должно соответствовать официально объявленным темпам инфляции. Но правительство на уступки не идет.
В социальных сетях обмениваются скриншотами грабительских тарифов такси. Премьер-министр Джонсон не преминул ухватился за нарастающую волну недовольства: "Я хочу сказать кое-что о забастовках на железнодорожном транспорте, которые сегодня вызывают значительные сбои и неудобства по всей стране. И я хочу подчеркнуть: эти забастовки неправильны и излишни".
Оппозиционная Guardian напоминает Джонсону о том, что вообще-то он обещал всем высокие зарплаты, а теперь, наоборот, призывает всех потерпеть, причем не объясняя, как долго.
В призывах ограничить себя в потребностях Джонсон не одинок. Глава Еврокомиссии Урсула Фон дер Ляйен предлагает заместить поставки газа по "Северному потоку" экономией на отоплении жилья: "Важную роль играют энергоэффективность и энергоснабжение. Если мы снизим температуру отопления на два градуса в среднем по Европе или изменим температуру кондиционера, Европа заменит все поставки по "Северному потоку".
Многие европейцы прикручивают свои терморегуляторы уже давно, потому что газ и свет становятся все дороже и дороже. "Раннее предупреждение" объявило Энергетическое агентство Дании из-за неопределенности в отношении импорта энергоносителей из России. Это первая ступень принятой Евросоюзом трехуровневый системы угроз, связанных с энергоснабжением. Издание Business Insider предсказывает безумно тяжелое лето из-за решений Евросоюза постепенно отказываться от российских углеводородов. Хотели таким образом лишить Москву доходов, а получилось наоборот.
"Сейчас Россия экспортирует больше нефти, чем до начала конфликта на Украине, а благодаря стремительно растущим ценам страна получает примерно 20 миллиардов долларов в месяц от зарубежных покупателей", – отмечает Business Insider.
Антироссийские санкции причиняют немецкой экономике ущерб, признал канцлер Германии Олаф Шольц. Но, по его мнению, это правильный выбор, за который все готовы заплатить.
Еще нужно будет заплатить за поставки на Украину немецкого оружия. Опубликован полный список того, что готов отправить туда Берлин. В списке 30 самоходных установок, система противоздушной обороны и три реактивных системы залпового огня, 500 ракет "Стингер". Кроме этого, длинный перечень разнообразной амуниции, техники и оборудования. Когда все это получат в Киеве, правительство Германии пока молчит. Опубликованный список можно считать индульгенцией для Шольца, которого по-прежнему обвиняют в том, что он военные поставки тормозит.
- Украинцы с горечью называют это "Шольценом" – это когда кто-то что-то обещает и не выполняет. Это относится к вам?
- Многое из того, что говорят у нас, просто не соответствует действительности. А некоторые недооценивают сложность вопроса. Если мы поставляем самые современные системы вооружения, такие как самоходные гаубицы или комплексные зенитные комплексы, солдаты тоже должны быть хорошо обучены, иначе это оружие будет малоэффективным. Ошибается тот, кто думает, что оружие можно приобрести у дилеров, как автомобили. Я знаю, что мне приходится терпеть критику. Но я не позволю себе отклониться от уравновешенного курса, – заявил Шольц.
Берлин все никак не может договориться с Братиславой о замещении поставок из Словакии на Украину 30 танков Т-72. Предложенные им взамен 15 немецких "Леопардов" словаков не устраивают. Французская Le Figaro пишет о том, что в Берлине, Париже и Риме от украинской темы на самом деле устают и призывают Киев к территориальным уступкам: "Спор идет между сторонниками санкций против России и сторонниками "мира уже сейчас". Страны Восточной Европы и Прибалтики, поддерживаемые Великобританией, поставили перед собой цель разгромить Россию. Страны Западной Европы — Франция, Германия и Италия — выступают, по слухам, за дипломатическое решение конфликта путем переговоров с Москвой о территориальном компромиссе".
Но в той же Германии находятся военачальники, которые могут топнуть на сомневающихся политиков кованым сапогом. Генерал немецких Военно-воздушных сил Герхартц потребовал от стран НАТО готовиться к тому, чтобы при случае применить ядерное оружие: "Чрезвычайная ситуация может возникнуть в любой момент. Для надежного сдерживания нам нужны как средства поражения, так и политическая воля, чтобы реализовать ядерное сдерживание, если это необходимо".
В предверии мадридского саммита НАТО в Европе живо обсуждают вопрос, сумеют ли вступить в североатлантический блок Финляндия и Швеция. Их свежую заявку по-прежнему блокирует Турция. Судя по статьям в турецкой прессе, в Анкаре позицию менять не готовы. Пока на эту тему все еще идут переговоры с представителями Турции в Брюсселе, и президент Финляндии Саули Ниинисте не решается сделать определенный прогноз: "Все ждут встречи в Мадриде. Но, возможно, нам будет сложно договориться к этому моменту. Я надеюсь, что дискуссии приведут в итоге к положительному результату".
Невоенная тематика является не единственным предметом споров. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан ввел у себя в стране ценовой потолок на автомобильное топливо. Владельцы машин с венгерскими номерами теперь платят за бензин и дизель меньше, чем в соседних странах. Орбан решил пренебречь уравниловкой, которую исповедует Евросоюз.
"Нет другого способа защитить интересы граждан Венгрии. Мы просим брюссельских бюрократов не следовать логике равенства, а понять, наконец, что в странах, которые находятся ближе к зоне боевых действий, могут быть необходимы исключительные меры", – сказал Орбан.
За начинающейся междоусобицей в Европе не без удовольствия наблюдают в отделившемся от Евросоюза Лондоне. В Британии уже давно выстраивали планы стать крупным хабом для поставок сжиженного газа в Европу. Проблема в том, было бы что туда поставлять в условиях, когда британская экономика сама с трудом выдерживает растущие цены на топливо.