Обмен санкциями 26 июня 2022, 19:16 26 июня 2022, 20:16 26 июня 2022, 21:16 26 июня 2022, 22:16 26 июня 2022, 23:16 27 июня 2022, 00:16 27 июня 2022, 01:16 27 июня 2022, 02:16 27 июня 2022, 03:16 27 июня 2022, 04:16 27 июня 2022, 05:16
  • Александр Христенко

Блокада: что дальше?

  • Блокада: что дальше?
Зачем маленькая, но гордая Литва решила вдруг отрезать Калининград от России?

18 июня Литва закрыла железнодорожный транзит в Калининград. Сказали, в рамках антироссийских санкций Евросоюза. По железной дороге в российский анклав поступали до 50% товаров, и региону придется непросто. Во вторник в Калининград прибыл секретарь Совбеза России Николай Патрушев. Он заявил: своими действиями Литва нарушила нормы и принципы международного права, так что реакция России на подобные откровенно враждебные действия последует очень скоро. А официальный представитель МИДа Мария Захарова на брифинге в четверг уточнила, что ответ будет уже не дипломатический, а "практический". Вариантов "практического" ответа действительно немало, и любой из них точно не понравятся ни Литве, ни Евросоюзу. Свою решимость Москва уже всем доказала. Быть может, поэтому неожиданно быстро для чиновника ЕС глава евродипломатии Боррель ударил по тормозам.

Вагоны российских компаний едут по Литве. Те, что пропустили. Это Кибартай – пограничный пункт между Литвой и Россией – Калининградской областью. Кроме железнодорожного здесь есть пешеходный и автомобильный погранпереходы. Ставший теперь местом блокады многих важнейших товаров. Однако власти в Вильнюсе не согласны с такой трактовкой.

- Россия действует непропорционально и пытается использовать эту возможность, чтобы раздуть пропаганду, – заявил президент Литвы Гитанас Науседа.

- А какая тут пропаганда, если русские говорят, что вы не даете России поставлять товары на ее территорию – в Калининград? Блокада может быть воспринята Россией как акт агрессии.

- А нет блокады. Если мы говорим о неподсакционных товарах и пассажирах, блокады нет.

В Вильнюсе уверяют, что так претворяют в жизнь четвертый пакет антироссийских санкций, и переводят стрелки на Брюссель. Но в Еврокомиссии, отвечая на многочисленные вопросы на эту тему журналистов, заявили обратное, что инициатива исходила от Литвы.

"Вопрос о том, что если это не экспорт, санкции не должны применяться. Но раз Литва начала применять санкции таким образом, значит, так их и следует интерпретировать", – сказал Эрик Мамер, официальный представитель Еврокомиссии.

Именно от Литвы и ее железной дороги изначально пришло сообщение о блокировке с 18 июня транзита ряда российских товаров. Металл, цемент, стройматериалы... Вильнюс традиционно в первых рядах в том, что касается любой инициативы против России, и, конечно, громче всех выступает за введение все новых санкций. И такая большая антироссийская позиция прослеживается у небольшой Литвы исторически.

"Литва была могущественным восточно-европейским государством, и в основном она расширяла свое могущество за счет захвата земель, населенных русскими, а также тех, которые сейчас в Белоруссии. Даже некоторые акты литовского государства написаны на русском языке, потому что основная масса населения была вовсе не литовцами. Но, конечно, эта память о каком-то былом величии, она сейчас взыграла, тут Запад помогает. И вот можно лаять на русского слона безнаказанно, как они считают, потому что они члены ЕС, члены НАТО", – отметила доктор исторических наук, президент Фонда изучения исторической перспективы Наталия Нарочницкая.

И это при том что Литва нынешними своими границами обязана Советской России. В октябре 1939 года в обмен на размещение военных баз в Литве советское правительство передало ей то, что литовцы называли колыбелью своей свободы, город Вильно, нынешний Вильнюс, и Виленскую область, как им казалось, утраченные навсегда. Так что радости литовцев не было предела. Вот что об этом в октябре 1939-го своему госсекретарю писал американский посланник в Литве Оуэн Норем: "Демонстрации происходили в течение всего дня. В полдень вслед за речами зазвонил колокол свободы. Возвращение Вильно встречено с огромным воодушевлением".

Вместе с Вильно Литва получила Друскининкай – курортный город на берегу Немана, который тогда входил в состав Белорусской ССР. А уже после Второй мировой войны пребывавшим в составе Советского Союза литовцам отдали немецкий Мемель – это нынешняя Клайпеда – с одним из крупнейших незамерарзающих портов на Балтике и часть Куршской косы.

Все это бывшие территории Восточной Пруссии, часть которой со столицей Кенигсбергом по решению послевоенной Потсдамской конференции 1945 года отошла России и стала в итоге Калининградом и Калининградской областью. После распада Союза регион оказался за границей, впрочем, гарантии снабжения эскалава были подтверждены на самом высоком уровне.

Перед принятием Литвы в Евросоюз на саммите "Россия – ЕС" в 2002 году европейцы взяли на себя обязательства обеспечить транзит в Калининградскую область, в письменном заявлении стороны признавали уникальность положения Калининградской области как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами. Теперь же со стороны Вильнюса – попытка покуситься и на это под прикрытием введенных санкций.

"Это тоже абсолютно ложный аргумент. Речь идет о перемещении каких-либо грузов из одной части Российской Федерации в другую часть Российской Федерации, то есть никак не задействован здесь обмен товарами с другим миром. Это, конечно, просто фарисейство, это наглость и такой вызов, мне кажется, не должен остаться без ответа", – уверена Нарочницкая.

Временная поверенная в делах Литвы и посол Евросоюза на неделе были вызваны в российский МИД, где обоим был заявлен решительный протест. Кроме того, через дипломатов Москва предупредила от ответных мерах. Тему детально обсудили в Калининграде на выездном совещании по вопросам национальной безопасности.

И вот, похоже, в Брюсселе задумались над тем, чтобы пересмотреть параметры блокады. Евродепутат от Литвы Петрас Ауштрявичюс негодует: "В Брюсселе очень жарко по вопросу транзита в Калининград. И, похоже, Россия в данным момент побеждает. Появился документ, который позволит перевозить санкционные грузы через территорию ЕС из "России в Россию".

Ауштрявичус добавил, что вопреки этому Литва бескомпромиссно придерживается ранее занятой позиции. То есть Вильнюс пытается диктовать в Еврокомиссии свои условия, демонстрируя, что и ЕС ему не указ. Как это уже случалось год назад, когда Литва спровоцировала конфликт с Китаем. Сначала единственная из всех 27 стран ЕС присоединилась к американскому дипломатическом бойкоту Олимпийских игр в Пекине. А до этого в Вильнюсе открыли официальное представительство Тайваня. Все это при полной поддержке Вашингтона. В ответ Китай отозвал посла и исключил Литву из своей таможенной системы, по сути, остановив двустороннюю торговлю. Китайское издание The Global Times назвало Литву "политическим вирусом США в Евросоюзе".

Сделал ли ЕС себе прививку, покажет в том числе ситуация с калининградским транзитом. Президент Литвы Науседа уже заявил, что на попятную не пойдет и речи о каких либо транспортных коридорах быть не может. Однако в ЕС явно ищут какой-то выход из ситуации.

"У нас две цели: предотвратить нарушение санкций и не блокировать транзит. Обе эти вещи возможны, и мы работаем над этим. Нужно делать по-умному, чтобы контролировать выполнение санкций, но не мешать транзиту между Калининградом и остальной Россией", – заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

В любом случае у России есть возможности ответить на враждебные шаги Литвы и, как заявили в МИДе, предпринять действия по защите российских национальных интересов.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: "Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация