Куда приведет Европу ненависть к России
Газовое противостояние ЕС с Россией выходит на новый уровень. Министр экономики Германии Хабек объявил в стране газовый кризис и призвал "снизить потребление газа везде где только возможно". Начав с себя, Хабек "значительно сократил время принятия душа". Так и сказал. В Сети уже шутят: если канцлер Шольц – "обиженная ливерная колбаса", то Хабек теперь – "вонючая ливерная колбаса". Обхохочешься. Так и до блохоловок дойдет.
Переходя на голодный газовый паек, Европа оставляет себя и без российских удобрений. Впереди, надо думать, и бойкот российского зерна, чтобы еще и другим покупать его запретить. О цинизме в пятницу на саммите стран БРИКС говорил Путин: "По-моему, французской королеве Марии Антуанетте приписывают то, что, глядя из окна своего дворца на толпу голодных бастующих граждан, она равнодушно произнесла когда-то: "Ну, если у них нет хлеба, пусть едят пирожные". Именно с таким цинизмом сейчас некоторые страны Запада, дестабилизируя глобальное производство сельхозпродукции, и подходят к вопросам подобного рода, вводя ограничения например на поставки российских и белорусских удобрений, затрудняя экспорт на мировые рынки российского зерна. Кстати говоря, урожай у нас намечается хорошим, Бог даст, все будет нормально, и мы от 37 миллионов тонн, которые в этом году на мировой рынок поставляли, скорее всего, сможем поставить на мировые рынки 50 миллионов тонн зерновых".
При этом лидеры Евросоюза дружно голосуют за предоставление Украине статуса кандидата в ЕС. Никого ни к чему не обязывает, но в Незалежной – ликование.
Мюнхенский аэропорт один за другим принимает сегодня правительственные рейсы. Семь лет прошло, и замок Эльмао – уютное местечко в баварских Альпах, удобное тем, что антиглобалистов можно держать на значительном расстоянии, – снова ждет лидеров "свободного мира". Никто из сегодняшних гостей Эльмао не был на том саммите "семерки", но годы не изменили основной темы. И тогда, и сегодня все их мысли занимают Россия и Путин. У британского премьера это уже явно какой-то комплекс – слышно не очень хорошо, но журналисты расшифровали несколько реплик.
В 2015-м, через несколько месяцев после Минских соглашений, лидеры ведущих, как они считают, экономик мира обсуждали "замороженный конфликт" на Украине, сегодня им необходимо его снова "заморозить". На каких-то приемлемых условиях, и внешне все представляется так, как будто в этом коллективе существует общее понимание того, что считать приемлемым.
"Хорошее сообщение заключается в том, что мы все сделали это, чтобы остаться едиными, чего, очевидно, Путин никак не ожидал", – заявил канцлер Германии Олаф Шольц.
"И это произошло в немалой степени благодаря вам, в немалой степени благодаря вам, серьезно. Мы должны держаться вместе. Потому что Путин с самого начала рассчитывал на то, что каким-то образом НАТО и G7 расколются, но мы этого не сделали и не собираемся", – подчеркнул Джо Байден.
Это версия для публики, однако есть и скрытая сторона истории – между "союзниками" есть одна принципиальная недосказанность, которую, конечно, вынесут за скобки очередного саммита: в интересах США и послушного исполнителя их воли Британии сохранять этот тлеющий конфликт как можно дольше – для нанесения максимального ущерба России, и пусть Европа несет бремя сопутствующих потерь; в свою очередь Германия, Франция и Италия хотят, чтобы "заморозка" привела к окончательному, раз и навсегда, решению.
Сил терпеть последствия собственных санкций почти не осталось: в кулуарах встречи Шольц, Драги, возможно, и Макрон будут бегать за канадским премьером Трюдо, чтобы он вернул "Газпрому" отремонтированную турбину и "Северный поток-1", наконец, заработал в полную мощность, а иначе зимой они останутся без газа: ПХГ сейчас заполнены только на 50%. Министр энергетики Германии Хабек с неприкрытым раздражением рассуждает о соотечественниках, которые так привыкли к энергетическому изобилию, что их не заставить экономить.
"Нужно перестать упрямиться! Звучит банально: министр энергетики Хабек советует поменять лейку для душа, чтобы сэкономить 30% энергии. Боремся с Путиным лейкой для душа. Но в сумме эти усилия дают ощутимый результат", – говорит Хабек.
Сам господин министр признался в интервью журналу Spiegel, что никогда не принимал душ дольше пяти минут, а теперь сократил и это время. Но если "Северный поток-1" будет просто остановлен из-за нехватки рабочих агрегатов и запчастей, а такой эффект санкций в Берлине не исключают, то полный капут, даже если все немцы будут выскакивать из душа, не дожидаясь, пока пойдет тепленькая.
"Если газа будет недостаточно, некоторые промышленные отрасли, нуждающиеся в газе, придется закрыть. Как министр экономики вы не можете принимать там хорошие решения, в лучшем случае менее ошибочные. Тогда все процессы рыночной экономики будут приостановлены. Для некоторых отраслей это будет катастрофой. Речь идет не о двух днях или неделях, а о длительном времени. Мы говорим о людях, которые затем станут безработными, о регионах, которые потеряют целые промышленные комплексы", – заявил Хабек.
На неделе ведомство Хабека ввело в Германии второй уровень чрезвычайного плана энергоснабжения, который устанавливает нормы потребления для промышленности, использующей газ как сырье для производства пластмасс и химических продуктов. Третий уровень, на которой есть риск выйти во второй половине зимы, – это переход на газоснабжение только домохозяйств, школ и больниц, а с учетом стоимости киловатт/часа еще и повсеместные веерные отключения электроэнергии.
Есть, конечно, радикальная мысль экспроприировать у "Газпрома" сухопутное продолжение "Северного потока-2", отрезать его от морской части и скоммутировать со строящимися на Балтике терминалами для прием СПГ, но это – дело будущего, а пока от немецких Зеленых остается одно название – принято решение расконсервировать угольные станции и по старинке коптить небо. Хотя и тут непросто – энергетические и металлургические угли Европа тоже чуть ли не половину закупала в России, и теперь нужно время и снова деньги на выстраивание новой логистики, и это при том, что требование масс вернуть все, как было, в последние дни прозвучало вполне отчетливо.
До практического результата дело дошло в Болгарии – там снесли правительство Кирилла Петкова, которое чуть ли не первым в Европе отказалось оплачивать российский газ в рублях, и он немедленно для болгар и закончился. Новый кабинет явно получит некий мандат на восстановление отношений с "Газпромом" – в рублях, хотя, вероятно, и по новым ценам. В организации вотума недоверия окружение бывшего премьера обвинило российское посольство, но эта претензия не идет ни в какое сравнение с потрясающей инициативой шведских активистов, требующих расследования в отношении Греты Тумберг. Есть подозрения, что деятельность малолетней экоактивистки – все эти прогуливая школы в рамках Fridays for Future – финансировалась из Москвы с целью дестабилизации энергетического рынка через запредельный крен в сторону зеленых технологий и – как следствие – взрывной рост цен, галопирующая инфляция.
В Британии она сейчас 9% – это то, что ожидалось только к концу года, а значит, по факту она будет двузначной, какой не было с 70-х годов. На этой неделе страна охвачена забастовкой железнодорожников, вскоре к ним присоединяться сотрудники национального авиаперевозчика British Airways. Для британского премьера Джонсона успех Украины, хоть какой-то и любой ценой – это вопрос политического выживания. Но тревожные у него предчувствия: "Я знаю, что это трудно. Это трудно в Великобритании. Я знаю, что стоимость продуктов питания выросла до стоимости топлива. Слишком много стран смотрят на это и говорят: "Это ненужная европейская война. Это экономическая проблема, которая нам не нужна". И поэтому давление будет расти, чтобы попытаться побудить, принудить, возможно, украинцев к плохому миру".
Континентальная Европа от Украины явно устала. Вложенные ресурсы, которые тратятся на нее прямо – в форме кредитов, грантов, поставок вооружений – и косвенно – в виде санкций – не оправдывают себя. В частности, издание Foreign Policy отмечает признаки утомления не только в поведении президента Франции Макрона, но и канцлера Шольца: "Одно то, что Берлин переполнен слухами о тайных переговорах с Россией, говорит о том, что Германия предпочтет разочаровать Украину, чем унизить Россию, что бы это ни значило. Если Путин предложит снять блокаду Одессы в обмен на ослабление санкций или приостановить боевые действия в знак признания новой линии соприкосновения, голоса за уступки лишь окрепнут".
Западные аналитики исходят из предположения, что Россию устроит половинчатое решение. Но в любом случае прежде чем что-то требовать от Украины, ей нужно что-то дать. Что-то красивое, но для себя необременительное, без обязательств, что-то, что Киев мог бы преподнести своим гражданам как победу, а значит, впоследствии это можно будет использовать как рычаг. В четверг этим и занялись – Совет Европы предоставил Украине, а заодно и Молдавии статус кандидатов в ЕС.
Этим политическим жестом Евросоюз обидел многих. Обидел Грузию, которая оказалась в этой иерархии на ступень ниже Украины, что-то вроде кандидата в кандидаты, разочаровал все западные Балканы: Босния и Герцеговина, Албания, Северная Македония, которые стоят в очереди уже очень много лет, рассчитывали на то, что их, наконец, пригласят войти, но нет, в связи с этим поздравление Украины с вхождением в клуб ждунов от албанского премьера прозвучало довольно ядовито: "Северная Македония кандидат уже 17 лет. Албания – восемь. Украине – добро пожаловать, получить этот статус. Это хорошо. Но народу Украины не стоит питать больших иллюзий по этому поводу".
Ослик и морковка – этот анекдотический образ вполне отражает историческое решение Совета Европы. Для того чтобы они в конечном счете встретились, Украине придется пройти путем реформ, с которыми она и в лучшие времена не справлялась. И хитрость в том, что в ситуации военной нестабильности они ей тем более не дадутся. ЕС таким создает дополнительный инструмент влияния на Киев. Или думает, что создает.
"Все страны должны выполнить домашнюю работу, прежде чем перейти к следующему этапу процесса вступления. Но я убеждена, что все они будут двигаться как можно быстрее и работать как можно усерднее над проведением необходимых реформ не только потому, что они необходимы для продвижения по пути вступления в Европу, но прежде всего потому, что эти реформы хороши для стран, хороши для демократии", – заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
В воображении госпожи фон дер Ляйен давно сложился образ процветания украинской демократии в рамках Европейского союза. Она об этом все время говорит. Но главный вопрос в другом: насколько в Вашингтоне отождествляют свои национальные интересы с интересами европейских демократий? Не стоит ждать публичных откровений на нынешнем саммите "большой семерки", да и на любом другом, но по делам выходит, что для США все – разменная монета. Просто разного номинала. На днях президент Байден заметил, что Европа втягивается в войну на истощение с Россией. А раз заметил, значит, планирует понаблюдать за этой игрой на выживание.
Для Евросоюза это не очень хорошая новость. Можно даже сказать, отвратительная, именно поэтому европейские СМИ так неохотно откликнулись на ремарку Байдена. По сути дела, попытались ее не заметить. А между тем это важный признак изменения всей американской концепции путем замещения слова "Россия" на слово "Европа". И в новой редакции она может звучать так: будущий миропорядок будет строиться без Европы, за счет Европы и на обломках Европы.