"Баския. Взрыв реальности" показали в Москве на Beat Film Festival
Если у Баскии и получилось взорвать реальность своим искусством (он и по сей день один из самых дорогих современных художников мира), то у режиссера Сары Драйвер, снявшей о нем фильм, попытка оказалась явно неудачной. На экране — набор штампов об уличном художнике: бездомная жизнь, наркотики, поиски своего стиля, внезапный успех. Среди неочевидных плюсов картины — отсутствие закадрового текста.
Сара Драйвер, режиссер: "Это очень хорошо, что участники фильма дополняют друг друга, подхватывают эти яркие истории. Ведь Жан Мишель объединял вокруг себя людей. Это была потрясающая компания. В моей ленте лишь малая её часть".
Вот этой хроникой уже были проиллюстрированы фильмы о Бэнкси, Ките Харинге, становлении уличного искусства в Америке. Не отказалась от нее и Сара Драйвер. Зритель зря ждет откровений о работе Жана Мишеля Баскии — о том, что он главный герой ленты, вообще подчас забываешь. Его друзья и подружки только стараются поддержать красивый миф об умершем от передозировки в 27 лет художнике.
"Знаете никто из пришедших на показ не мог вспомнить подробностей, как именно они разрисовывали город. Это было очень опасно и очень напряженно: художник был буквально живой антенной. Вдруг заметут?" — вспоминает режиссер.
Любопытно, что первые зрители ленты особое внимание уделяют ее саундтреку. В интернете множество запросов о названиях песен звучавших в картине. О жизни неофициального Нью-Йорка конца 70-х Сара Драйвер, жена режиссёра Джима Джармуша, знает почти все. Детали эпохи в ее фильме собираются в причудливый калейдоскоп — мир Жана Мишеля Баскии.
Сара Драйвер: "Баския интересовался всем — живописью, музыкой, модой. Его можно назвать очень продуктивным художником. Он как будто подзаряжался от самого процесса работы. Он никогда не переставал творить".
Так зачем же сегодня смотреть эту поверхностную и типичную биографическую ленту? "Баския — взрыв реальности" — это редкая возможность вспомнить о тех временах, когда искусство было остро актуальным и не подконтрольным власти. Формировало людей и окружающий их мир. Почти час двадцать абсолютной свободы на экране.