На "Усольехимпроме" продолжается ликвидация опасного наследия. С какими трудностями приходится сталкиваться рабочим?
В среднем на снос одного такого здания по проекту закладывают от семи до десяти дней. Но уложиться в это время не всегда получается. Все дело в том, что большая часть сооружений густоармированные. В СССР строили на века. Однако демонтаж идет по графику, уверяют специалисты", — говорит корреспондент Артемий Корябочкин.
В здании карбидного цеха токсичных отходов не было. Однако сотрудники МЧС не останавливают проливку — сдерживают пыль. На бывшем "Усольехимпроме" уже демонтировали 25 сооружений. До конца первого квартАла следующего года планируют разобрать еще 179. Отмечу, работы по утилизации отходов на промплощадке "Федеральный экологический оператор" ведет с 2020 года.
"В первую очередь был ликвидирован основной источник загрязнения ртутью — это цех ртутного электролиза. Были выполнены мероприятия по перезатарке 17 емкостей, в которых хранились опасные токсичные отходы, с перемещением их в герметичные емкости. Были ликвидированы 12 скважин рассолопромысла, которые оказывали негативное влияние на усольчан", — говорит руководитель проектного офиса "Байкал" ФГУП "Федеральный экологический оператор" Евгений Гуков.
"Химпром" запустили в середине прошлого века. Основная его продукция, сырье, а также отходы относились к особо опасным химическим веществам.
"Бывало такое, что утром встаешь, а листья все пожелтели. А вечером, когда заходил домой, листья были зеленые. А потом говорят, что был выброс", — говорит житель г. Усолья-Сибирского Виктор Михеев.
"Ой, да на "Химпроме" там, знаешь, сколько всего было. Где-то труба бежит — никому дела нет. Где-то еще и кислота бежит, приходится стороной обходить. И такое было, да всяко было", — говорит жительница г. Усолья-Сибирского Людмила Борзенкова.
Людмила Борзенкова знает, о чем говорит — работала на "Химпроме" с 1967 года. Теперь живет в паре километров от промплощадки. Рассказывает, в ограде даже скважину для воды сейчас бурить бессмысленно.
"Вот у мужика вот у этого, тут скважина у него. Так у него вода такая, что он даже белье постирать не может. Там вода то, сам знаешь, какая. Щелочи нет, ничего нет, зато грязная и вонючая", — говорит жительница г. Усолья-Сибирского Людмила Борзенкова.
С 1 сентября этого года вступает в силу так называемый "усольский" закон. Собственники предприятий с токсичным производством теперь будут нести ответственность за ликвидацию накопленного вреда. А в 2014 году, когда "Химпром" признали банкротом, владельцы его попросту бросили. Последствия экологической катастрофы пришлось разгребать государству.
Территорию "Химпрома" обещают рекультивировать в следующем году. После этого здесь начнут строительство экотехнопарка "Восток", который должен переработать тонны опасных отходов с промплощадки.