Проект "Сахалин-2". У иностранных участников есть месяц на раздумья
Речь идет о нефтегазовом проекте "Сахалин-2", все имущество которого теперь перейдет в собственность Российской Федерации. В указе такие меры объясняются угрозами возникновения чрезвычайной ситуации, национальным интересам и экономической безопасности России.
"Сахалин-2" – это три морские платформы, порт, терминал отгрузки нефти и первый в России завод сжиженного природного газа мощностью около 10 миллионов тонн в год. Проект работает на условиях раздела продукции.
"Сахалин-2" ведет разработку двух шельфовых месторождений: "Пильтун-Астохского", там добывают нефть, и "Лунского", оттуда качают газ. Причем 60% добываемого газа потребляет Япония. Контрольный пакет акций, 50% плюс одна, – у Газпрома. Также среди акционеров англо-голландская Shell и две японские компании,
Mitsui и Mitsubishi.
Теперь новым оператором проекта станет российское ООО. Иностранные акционеры могут в нем остаться. Если же решат уйти, их доли будут проданы, а деньги будут заморожены на специальных счетах. Если после продажи обнаружится ущерб, который иностранный участник возможно нанес во время своей деятельности в России, из замороженных денег будет списана компенсация.
"Первый завод по производству сжиженного газа, который более 10 лет работает в России, он вообще-то зарегистрирован в офшорах на Бермудских островах. Конечно, это создает серьезные риски в нынешней ситуации, риски попадания под санкции, ареста судов. В санкциях нынешних, в шести пакетах, нет никакого запрета на работу в российских проектах. То есть на самом деле компания Shell, оставаясь акционером "Сахалин-2" не нарушает никаких санкций", – говорит эксперт Константин Симонов.
Компания Shell еще в конце февраля заявила о намерении выйти из российских проектов, но окончательное решение, судя по всему, еще не принято.
"Shell как акционер "Сахалин Энерджи" всегда действовал в интересах проекта "Сахалин-2" и в строгом соответствии с требованиями применимого законодательства. Мы ознакомились с указом и в настоящее время оцениваем содержащиеся в нем требования. На данный момент мы не можем предоставить дополнительных комментариев", – заявили в компании Shell.
Для Японии потеря газа с Сахалина может спровоцировать резкий рост цен на электроэнергию, особенно в жаркий летний сезон. Власти призывают население и бизнес экономить. В правительстве анализируют возможные последствия.
"Мы полагаем, что этот указ не приведет к немедленному прекращению поставок СПГ. При этом нам необходимо тщательно изучить, какие именно контрактные требования повлечет этот указ. Мы должны выработать свое отношение в тесном взаимодействии с компаниями-участницами. Санкции введены в отношении тех позиций, которые согласованы в рамках "большой семерки". И так как по поводу СПГ таких договоренностей нет, то он пока не подпадает ни под какие санкции", – заявил японский премьер Кисида.
Не пострадает ли сам проект в случае ухода иностранных партнеров с их деньгами и технологиями?
"В финансировании проект уже не нуждается, то есть он работает исключительно на зарабатывание прибыли. Те компании, которые раньше входили, давали технологии, вкладывались, они просто не будут получать вот эту прибыль. Рынок газа за последний год вырос многократно, поэтому, конечно, акционеры этого проекта зарабатывали просто колоссальные прибыли", – поясняет эксперт Сергей Пикин.
У иностранных участников проекта есть месяц на раздумья.