Как возрождается рыбопромысловая отрасль
Сегодня российские рыбаки отмечают свой профессиональный праздник. Накануне праздника состоялась церемония поднятия российского флага сразу на трех новейших рыбопромысловых судах "Капитан Вдовиченко", "Капитан Соколов" и "Гандвик-1". Участие в церемонии по видеосвязи принял Президент. Антироссийские санкции дали мощный импульс развитию отечественной рыбной индустрии. А улов постепенно перенаправляется на российские прилавки.
Еще несколько лет назад килька была бы из Латвии, треска – норвежской, а лосось – чилийским. Живя в самой большой стране мира, имея прямой выход в 20 морей и три океана, в новейшей истории мы оказались неспособны обеспечивать себя рыбой. В СССР все рыбное хозяйство было сосредоточено в руках государства. После распада Советского Союза добыча и переработка перешли в руки частных компаний, государство только распределяло квоты на вылов. Начиная с 2004 года, их выдавали по историческому принципу – распределили один раз и закрепили на десятилетия.
- Казалось, что в этот период времени компании наберут необходимые оборотные средства. И свою прибыль начнут вкладывать непосредственно в развитие своих предприятий, в развитие основных мощностей. Но, к сожалению, этого не произошло, – говорит Илья Шестаков, глава Росрыболовства.
- Почему?
- Это очень сложный вопрос. Потому что бизнес, который получил эти квоты, он не был заинтересован в том, чтобы развивать отрасль.
Норвегия, Тромсе – небольшой городок за Полярным кругом. Именно отсюда с берегов Норвежского моря отправится на промысел наше "Норвежское море". Позади долгий путь из Финского залива. Траулеры этого проекта могут вести промысел и в южных морях, и в Тихоокеанском бассейне. Но рассчитаны они специально для работы в северных широтах. Винторулевая группа имеет ледовый класс "Айс-3". Набор корпуса усилен до класса "АРК-4". "Норвежское море" может спокойно проламывать 30-сантиметровую корку льда. И буквально не замечать битые льдины толщиною до 70 сантиметров.
Еще десять лет назад строительство таких судов в России считалось чем-то фантастическим. Последним шансом возродить угасающую отрасль стала программа инвестиционных квот на вылов. Государственную поддержку получили и рыбаки, и судостроители. В результате сегодня в рамках программы привлечения инвестиций на заводах нашей страны от Калининграда до Владивостока строятся десятки новейших рыбопромысловых судов.
Медленно и с достоинством траулер отходит от причала. Теперь предстоит пройти через фиорды. Путь через скалы занимает несколько часов, и вот, наконец, "Норвежское море" выходит на большую воду. Погода стремительно портится, ветер крепчает. Его порывы уже достигают 15-20 метров в секунду. Свежепойманная треска сразу отправляется на переработку. А трал снова спускается за корму. Теперь у матросов, если повезет, будет три-четыре часа на отдых. Зато за работу берется "шарашкина контора". Так на "Норвежском море" прозвали фабрику. Главный технолог Денис Шарашкин на такие дружеские подколы не обижается.
Мощность фабрики – около ста тонн в сутки: только успевай ловить. Сортировка, разделка – все происходит автоматически. Участие человека необходимо только на особо сложных участках. А за бортом ветер уже завывает не на шутку. Прогноз погоды обещает к вечеру волну до 8 метров. Но "Норвежское море" укрываться не спешит. Длина нашего траулера – 87 метров. Высота – с девятиэтажный дом. Размеры судна позволяют не бояться непогоды.
А вот на другом конце страны, на Каспии, сильный ветер внес свои коррективы: в махачкалинском рыбном порту суда из-за непогоды уже почти неделю стоят у причальной стенки. Обидно здесь сейчас конец весенней путины. До завершения сезона вылова кильки остались считаные дни.
Промысел кильки на Каспии насчитывает почти век. Запасы каспийской анчоусовидной кильки были просто огромны, в отдельные годы здесь вылавливали по полмиллиона тонн. Но в 2001 году произошла экологическая катастрофа – подводное землетрясение, которое погубило почти всю популяцию этой рыбки. Промысловики махнули на Каспий рукой и перебазировались на Балтику. Но ученые не теряли надежды, год за годом отслеживали изменения популяции. И совсем недавно выяснили, что килька в море все же есть.
Мы на борту траулера "Олгарри", три года назад его экипаж был среди тех, кто первым вернулся восстанавливать промысел на Каспий. И вот он, момент истины: трал медленно подтягивается к корме судна. Уже с пары десятков метров видно, как блестит на солнце пойманная килька. Рыбаки торопятся наверстать упущенное, ведь это – последняя килька сезона. До полуночи нужно успеть заполнить трюмы и возвращаться в порт. Дальний поход оправдал себя – почти тридцать тонн кильки – это отличный улов. Осталось загрузить рыбу в трюм – и можно с чувством выполненного долга возвращаться домой.