РОСИЗО представляет художественную фотографию второй половины ХХ – начала XXI века
РОСИЗО представляет художественную фотографию второй половины XX века – начала XXI – из своих запасников. На выставке собраны работы авторов, которых отличает оригинальный способ взаимодействия с объектами.
Эта выставка исследует три столпа искусства фотографии: наблюдение, взаимодействие, преображение. Наблюдают фотографы не только за объектом съемки, но и, например, за светом. Александра Слюсарева называют фотографом теней, бликов и отражений – они даже важнее, чем изображенные предметы. Именно освещение придает заурядным сценам человеческого быта новое, бытийное измерение.
Важная особенность выставки – работы художников разных поколений представлены не в хронологическом порядке. Они создают рифмы и противоречия, и предлагают разные ответы на схожие вопросы. К примеру, как показать течение времени в фотографии, которая всегда фиксирует один-единственный момент?
В работах художника второго русского авангарда Валерия Юрлова время явлено в простой формуле: "было-стало". "Он изображает через представление предметов и их изменения во времени – в одном моменте, и в другом. И зритель уже сразу простраивает, что что-то происходило, то есть какой-то появляется временной континуум", – пояснила куратор выставки Алина Корень.
На выставке – фотографии 17 авторов. Людей на них почти нет – за исключением работ Татьяны Либерман, для которой человеческое тело – главный объект исследования. Еще одна любопытная параллель: муж Татьяны Либерман, Игорь Мухин, тоже представлен антропоцентричными снимками. Но это не изображения Москвы и людей 80-х, которые принесли ему славу, а фото разрушающихся советских статуй.
Но не все художники согласны только наблюдать. Желание преобразовывать мир лучше всего воплощается в творчестве классика кинетического искусства Франциско Инфанте-Араны. Работы, призванные установить гармонию между искусственным и природным, сделаны без манипуляций с готовым изображением. Художник меняет пейзаж "своими руками".
"Видно, что здесь есть тросы, которые в реальной природе натягиваются. И все эти предметы, которые кажутся коллажем, которые идеально построены, – это просто в физическое пространство привнесенные художником предметы. Это огромная, кропотливая работа", – отметила Алина Корень.
На этой выставке можно увидеть, как соотносятся разные методы художественной фотографии, и научиться лучше понимать искусство, в основе которого – обманчиво простое умение нажимать на кнопку затвора в единственно верный момент.