Владимирский Версаль: усадьба Муромцево требует срочных мер по спасению
Усадьба Муромцево требует срочных мер по спасению. В свое время дворец в духе средневековых европейских замков поражал воображение современников. В настоящее время это один из самых проблемных объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Репортаж Антона Николаева.
Усадьбу Муромцево когда-то называли "Русским Версалем во Владимирских лесах". Она была построена на рубеже XIX-XX веков в модном тогда неоготическом стиле архитектором Петром Бойцовым по заказу последнего предводителя владимирского дворянства, лесопромышленника и мецената Владимира Храповицкого.
На территории в 40 гектаров имелся свой телеграф, были устроены водяные мельницы, лодочная станция, парки, где росло больше 100 видов деревьев. После революции бывшие хозяева были вынуждены уехать за границу. В замке устроили лесотехнический техникум, и это как-то спасало его от полного разрушения. А в 79-м здесь попробовали создать музей.
"Было принято несколько приказов. По первому, что его отдают нашему музею – Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Вышел следом и второй приказ, по которому отдали Владимирскому тракторному заводу. И вот с этого времени получилось так, что он остался без смотрителя, без охраны, и мародеры сразу же стали его разорять. А в 90-е годы произошли еще и поджоги", – рассказала экскурсовод Анастасия Труфакина.
Сегодня усадьба Храповицкого входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В одной из хозяйственных построек отреставрировали часть помещений, где можно увидеть фотографии усадьбы и ее владельцев. Несколько лет назад музейные сотрудники обнаружили в Висбадене могилу Храповицкого и собрали деньги на приведение ее в порядок. В самой усадьбе от былого величия сохранилось немного.
Церковь в честь царицы мученицы Александры Римской, построенная на средства Храповицкого. В послевоенное время она была превращена в склад горюче-смазочных материалов. В 2000-е ее восстановили, сегодня здесь проходят службы. Отец Георгий из соседней Судогды не только священник, но и художник. Приехал на открытие в Муромцево выставки преподавателей Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
"Возрождение России, Руси, оно связано – несомненно и непрерывно – с возрождением и старинных усадеб. И это наша история, которую мы должны хранить, ценить и восстанавливать, если она разрушена", – считает настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского г. Судогда иерей Георгий Парфёнов.
В имении Храповицкого имелся театр и музыкальный салон. Здесь ставили спектакли столичные театры, пел Шаляпин. Последние годы культурная жизнь Муромцева восстанавливается. Выставка акварелей и презентация книги проходят в рамках летнего открытого фестиваля искусств "Золотой Витязь" по Золотому кольцу", который специально для привлечения внимания к национальному культурному наследию проводит сразу в нескольких городах Владимирской области Николай Бурляев.
"Поэтому мы пришли сюда, в усадьбу Муромцево, которая нуждается во внимании государства. Особенно в год культурного наследия, а наследие это погибает на наших глазах. И я это вижу. И по Владимирской области – 400 скелетов храмов, которые просто разрушаются. Еще года два – и нечего будет спасать", – подчеркнул президент славянского форума искусств "Золотой Витязь", народный артист России Николай Бурляев.
Часть построек усадьбы Храповицкого еще в советское время были приспособлены под квартиры. И здесь до сих пор живут люди. "Конечно, очень хотелось бы скорее восстановить усадьбу, провести реставрационные работы. Но на сегодняшний день нет в музее ни одного готового проекта. Есть концепция, которая была разработана в 2016 году, проведены предварительные исследования. Есть расчеты – тоже предварительные – о том, сколько средств требуется на проектирование, на усадьбу. Только на проект главного дома требуется больше 70 миллионов рублей. На сегодняшний день, конечно, этих денег в музее пока нет", – поделилась начальник административно-хозяйственного отдела Судогодского филиала Владимиро-Суздальского музея-заповедника Надежда Сычёва.
Для Надежды Сычевой возрождение усадьбы Муромцево – это часть семейной истории. Когда-то ее прадед, один из местных крестьян Иван Семенович Вилков, работал в усадьбе Храповицкого механиком. Ну, а пока Муромцево в подвешенном состоянии – между славным прошлым и туманным будущим.