13 июля 2022, 09:33 13 июля 2022, 10:33 13 июля 2022, 11:33 13 июля 2022, 12:33 13 июля 2022, 13:33 13 июля 2022, 14:33 13 июля 2022, 15:33 13 июля 2022, 16:33 13 июля 2022, 17:33 13 июля 2022, 18:33 13 июля 2022, 19:33

К 90-летию со дня рождения Петра Фоменко

  • Картинка
  • К 90-летию со дня рождения Петра Фоменко
  • Картинка
    К 90-летию со дня рождения Петра Фоменко
  • К 90-летию со дня рождения Петра Фоменко
В 1993 году в Москве он основал "Мастерскую", в которой до сих пор нет выходных.

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Петра Фоменко. Народный артист России, режиссёр театра и кино, педагог. В 1993 году в Москве он основал "Мастерскую", в которой до сих пор нет выходных. То ли в шутку, то ли всерьез коллеги говорят, что Петр Наумович не понимал, зачем нужен отдых. Разве отдыхают от любви? С учениками мастера встретилась Яна Музыка.

"Произнося это, мысленно ощупывай рубец на сердце", – многие замечания Фоменко во время репетиций артисты запомнили на всю жизнь. А когда-то Петра Наумовича выгнали из Школы-студии МХАТ – за хулиганство.

"Мы сидели у стены задней в аудитории студии МХАТ, мы бились головой в стену месяц, и дом гудел. Отзвук был обалденный, потому что это были такие звуки, и мы с гневом смотрели вокруг и играли действительно хорошо возмущение от того, что не просто шум, это осквернение было, и мне говорили, что пора этого Петрушку бездарного убрать, он просто порочит театр, и порочит дух Константина Сергеевича", – говорил Петр Фоменко в одном из интервью.

Фоменко ещё не раз выгоняли, а его спектакли закрывали. Когда уже нигде ничего не оставалось, пошел в ГИТИС, преподавать. Ему было за 50, когда он набрал курс, говорил, это "счастье почти после жизни". И ещё, чтобы чему-то научиться, надо преподавать. Как сегодня говорят ученики Фоменко, главный принцип его системы – возможно всё, если это оправдано и осмыслено внутри тебя самого.

"Всё приветствовалось. Потому что мир многообразен, он никогда не сводится, насколько я понимаю Петра Наумовича, не сводился для него к одной парадигме существования. Он один из редких режиссеров, который принимал другое", – рассказала заслуженная артистка России Полина Агуреева.

Скрипач, человек, профессионально разбирающийся в поэзии. И всё это становилось тканью его спектаклей. Близкий друг Фоменко – Михаил Левитин – написал о Петре Наумовиче книгу.

"В поисках блаженного идиотизма" – это моя книжка. Вы только вникните в название! Это формула Фоменко – "блаженный идиотизм". Театр он воспринимал как блаженный идиотизм", – пояснил режиссёр, народный артист России Михаил Левитин.

Еще через 10 лет, к 100-летию мастера, в Театре Фоменко планируют выпустить книгу о его методе работы.

"Основное в методе Петра Наумовича Фоменко – это соединение очень глубокой психологии с поэзией. Я точно знаю, что никто лучше, чем Петр Наумович не читал стихи. Я просто могу любой спор выиграть", – заявил художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко Евгений Каменькович.

"Ему казалось, что просто ехать по рельсам невозможно, их еще никто не проложил, поэтому эти колдобины, рытвины, взлеты, падения. Он считал, что успех – это обратная сторона провала, а провал – продолжение успеха, а по этим кочкам он нас возил и, конечно, он был поводырь", – отметила народная артистка РСФСР Людмила Максакова.

Театр совместно с ВГИКом готовит цикл интервью, которые будут называться "Однажды с Фоменко". Ученики вспоминают, мастер к себе относился с юмором и в своих артистах воспитывал самоиронию – быть легче, проще.

"Мы поехали играть в футбол просто. Представляете, мы студенты первого курса и Петр Наумович. И вот мы все играем в футбол, и я у него отобрал мяч и побежал, слышу в спину: "Ой, ой, обокрал старика. Я повернулся, что такое? В этот момент он подбежал, отобрал у меня мяч и побежал дальше", – отметил заслуженный артист России Карэн Бадалов.

В последние годы жизни Фоменко репетировал "Бориса Годунова", но почему-то остановился. Евгений Цыганов, используя записи читок, режиссерские дневники, как постановщик взялся за "Годунова", Жанр – "комедия о трагедии". Великий озорник говорил Фоменко про Пушкина, а Цыганов – про Петра Наумовича.

"Как это понять? Гений. Вдруг раз и гений. Но тем не менее, то, что делал Фоменко, то что делал Пушкин – это, наверное, так и нужно называть. И то, что они великие озорники, вроде как-то в порядке вещей", – пояснил актер Евгений Цыганов.

На этот раз ученики решили не устраивать капустники, юбилей мастера отметят двумя новыми работами. И вспоминают, что в театре и день рождения Петра Наумовича и день памяти всегда заканчивается гомерическим хохотом.

"Я представляю театр нафталина на сегодняшний день. И я думаю, что тут есть горькое, но основание для такого. А другие нет. Другие моль", – отмечал он.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация