"Евтушенко. Роман с жизнью" – новая выставка в Музее современной истории России
"Евтушенко. Роман с жизнью" назвали новую выставку в Государственном центральном музее современной истории России. Экспозицию приурочили к юбилею Евгения Евтушенко – 18 июля исполнится 90 лет со дня его рождения. Яна Музыка продолжит.
Евгений Евтушенко – с Федерико Феллини, Джоном Кеннеди, Фиделем Кастро. Создатели выставки подчеркивают, это не литературоведческий и не художественный проект. Исследование целой эпохи, которая отразилась в судьбе поэта. Название цитирует самого Евтушенко – роман с жизнью. "Почему "Роман с жизнью". Он воспринимал жизнь таким образом, что ему было интересно жить. И он, молодой Евтушенко, это было написано в конце 50-х годов – в начале 60-х, что я разный — я натруженный и праздный. Я целесообразный и нецелесообразный. Я хотел бы родиться во всех странах, быть без паспорта к ужасу бедного МИДа. И так далее. Он был открыт для жизни, для впечатлений, для, может быть, и приобретений, побед и утрат", – поделилась вдова Евгения Евтушенко Мария Евтушенко.
Собрание Музея-галереи Евтушенко, материалы нескольких архивов, предметы из фондов Музея современной истории. Создатели выставки провели большую исследовательскую работу и обнаружили настоящие жемчужины. Некоторые экспонаты демонстрируются впервые. Например, рукопись стихотворения "Прощание с красным флагом". "Нарочно не придумаешь. Он его написал на бланке депутата Советского Союза, народного депутата СССР, которым он являлся. Он написал в 1992 году: "Прощай мой красный флаг". Когда снимали красный флаг и когда рушилась страна", – рассказала генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова.
Евтушенко – гражданин, Евтушенко – поэт, Евтушенко – фотограф. Он побывал почти в сотне стран и повсюду снимал. Этот раздел выставки называется "Мое человечество". Евгений Александрович считал, что людей неинтересных в мире нет. "Большое внимание он уделял именно портретной фотосъемке. И героями этих фотосъемок являлись простые люди. Это жители Сибири, любимой ему иркутской области. Это за рубежом когда он бывал, он тоже снимал крупным планом", – отметила куратор выставки Тамара Казакова.
Вот этот снимок называется "Улыбка Джоконды". И каждую фотографию Евтушенко сопровождал поэтической подписью. Печатная машинка, фотографии близких, записная книжка, календарь, а в окне – вековые сосны. В Музее современной истории воссоздали обстановку рабочего кабинета Евгения Евтушенко в поселке Переделкино.
Коллекция живописи и графики, которую собрал Евгений Евтушенко, имеет не только художественную ценность. Какие-то работы он, конечно, приобретал, но многое поэту дарили его современники. Поэтому собрание связано с историческими событиями, с яркими фигурами времени. Полотно Макса Эрнста – единственное в России. "Он был в гостях у Макса Эрнста, и Макс Эрнст показывал ему свои картины. И вдруг Макс Эрнст остановился и сказал: "Евгений, вот посмотри на эту картину. Вот что она для тебя символизирует?" Он сказал, что это все мы, под нами бездна, над нами вот этот какой-то красный парус надежды. Он сказал: "Слушай, ты ее точно понял, она твоя", – поделилась Мария Евтушенко.
История – за каждой картиной и за каждой вещью. Вот, например, трость Марка Твена, ее поэту подарил американский друг – в благодарность за создание поэмы "Бабий Яр". Свою коллекцию Евгений Евтушенко подарил государству.