Новосибирские авиареставраторы завершают второй этап работы над Дугласом
Биография этого военно-транспортного самолета напоминает остросюжетный роман. Произведен в Америке, попал в Советы по ленд-лизу как помощь в борьбе с фашистами. В 1947 году потерпел крушение на пути из Таймыра в Красноярск. Почти три недели пассажиры ждали спасения в тундре.
Борт пролежал там 70 лет, пока специальная экспедиция не доставила его в Новосибирск на реставрацию. За полгода кропотливо, по кусочкам, разобрали и собрали фюзеляж, залатали повреждения в обшивке, исправили деформацию. Впереди – покраска.
"Мы провели большую работу. Посмотрели, какие лакокрасочные материалы использовались на американских самолетах в 1942 году и подбираем аналоги. Делали предварительные выкрасы на пластинах", ─ рассказывает авиареставратор Юрий Аверкин.
Во время аварийной посадки самолет скапотировал на нос, поэтому он поврежден больше всего, и восстанавливать его будет непросто. В некоторых фрагментах образовались пробоины, их закроют заплатками. Среди деталей есть оригинальные, есть и восстановленные, но есть и те, что утеряны совсем. Их нужно делать с нуля, что особенно трудно, учитывая отсутствие чертежей.
Помогают фотографии. Подобные самолеты есть в Подмосковье и Сургуте. Если он прилетит в Новосибирск, реставраторы смогут сделать с него контршаблоны. Свои сложности есть и в работе с кабиной. По словам авиареставратора Андрея Пузанова, на 98% отсутствует оборудование, поэтому придется ставить муляжи. Параллельно идет работа с двигателем: некоторые детали после очистки не отличить от новых. Своего часа ждут рулевые поверхности и крылья. Сделанные из плакированного дюраля, они пережили 70 лет в тундре, но все же остались хрупкими.
Реставраторы под специальным покрытием берегут надписи, которые оставляли потерянные в глуши пассажиры. Их спасли, значит и натерпевшегося Дугласа вырвут из лап времени. Через два года он станет одним из главных экспонатов Музея освоения Севера в Красноярске.