В Красноярском крае работает последний в России туер
Течение на этом отрезке Енисея может достигать и 20 километров в час. Всему виной Казачинский порог. Скалистое дно с большим перепадом уровня разгоняет реку.
Очистить русло Енисея от камней можно. Но они являются природной плотиной. Если их убрать, то уровень воды в Красноярске опуститься на 3 метра.
Помогает пройти этот участок против течения туер Енисейского Речного Пароходства. Предыдущий трудяга упоминался еще в сборнике Виктора Астафьева "Царь-рыба".
Виктор Астафьев, рассказ «Туруханская лилия»
"Туер, что кот ученый, прикован цепью к порогу. Один конец цепи закреплен выше порога, другой ниже, под водой. И весь путь туера в две версты, сверху вниз, снизу вверх. Однообразная, утомительная работа требовала, однако, постоянного мужества, терпения".
Сейчас пороги преодолевает буксир не на цепи, а на лебедке, на дне закреплен лишь один конец. Управляет судном 1964 года постройки капитан Сергей Пластинин. Он говорит, что из-за маловодья в этом году приходится тащить три километра вверх по течению, лишь легкие суда.
Сергей Пластинин, капитан туера:
"Немножко скучновато стало. Лёгкая работа. Лебедка просто рвёт, ей нужен тяжелый состав".
При этом засуха обнажила все подводные камни – Модеста, Орла и Красную плиту. Раньше речники их в глаза не видели и знали лишь по обозначениям на карте. Навигация здесь возможна лишь в светлое время суток и в отсутствие тумана. Руководит процессом капитан-наставник.
Роман Паутов капитан-наставник Казачинского порога:
"При подхождении состава связываемся с контрольным пунктом. Контрольный пункт закрывает порог или сверху, или снизу состав. И состав проходит".
За смену туер помогает преодолеть порог 3-5 речным грузовикам. Его экипаж вернется к своим семьям лишь в ноябре, когда судоходство на Енисее закроется.
