Эпоха Пьехи: к юбилею певицы, изменившей страну
В первую очередь, стоит отметить вклад Пьехи в развитие эстрады в Союзе. Она начала свою карьеру в конце 1950-х в составе первого в стране вокального ансамбля "Дружба". Правда, перед этим с невероятной скоростью набиравший популярность коллектив едва не закрыли. Музыканты – иностранцы, солистка поет с ярко выраженным акцентом, а композиции слишком вольные, молодежные и имеют отчетливые нотки идеологически враждебного джаза. Худсовет Ленконцерта распустил "Дружбу", но благодаря связям Эдиты Станиславовны в Министерстве культуры, вскоре удалось возобновить работу. Были набраны новые музыканты, и вокалистка "с акцентом" продолжила петь. Она сотрудничала с лучшими советскими композиторами и поэтами, и очень быстро стала главной эстрадной звездой Советского Союза.
Манера исполнения – будто заграничная – делала Эдиту Станиславовну невероятно интересной для молодежи. Плюс прекрасные вокальные данные и современная музыка – и вот песни Пьехи уже становятся саундтреком эпохи оттепели. Именно под ее голос страна научилась смотреть в будущее с оптимизмом, который всегда был главной чертой самой артистки. О своем тяжелом детстве, увлечении музыкой и переезде из Франции в Россию звезда рассказывает в документальном фильме, доступном на медиаплатформе "Смотрим".
Не только песни Пьехи стали прорывом – она серьезно изменила эстрадную культуру в СССР в целом. Например, она стала первой советской певицей, которая исполнила на русском языке зарубежную песню. Композицию "Только ты" написал Бак Рам – автор и композитор, работавший с такими рок-н-ролльными группами, как Three Suns, Penguins и The Platters. Она первой взяла микрофон в руки, стала двигаться на сцене и общаться с публикой во время выступления. Пьеха – одна из первых советских певиц, чьи пластинки расходились миллионными тиражами, а концерты собирали стадионы, причем не только в СССР. Она раскрепостила эстраду. Именно поэтому продвинутая молодежь, мечтавшая о джинсах и западных пластинках, так тепло приняла необычную артистку. Но и для прилежных комсомольцев она стала своей, ведь, несмотря на новаторство, она никогда не переступала границы дозволенного.
Пьеха казалась советским людям ожившей открыткой, присланной из-за границы. Яркая молодая иностранка всегда великолепно выглядит и прекрасно одевается. Тогда ее манеры заграничной гостьи считались эталоном элегантности, сама же она стала законодательницей моды и иконой стиля, которой хотели подражать все девушки. Но сама певица всю жизнь мечтала стать для новой родины своей. Своей среди чужих, не благодаря, а вопреки, она в конце концов стала, но какой ценой? Лента "Эдита Пьеха. Русский акцент" – это история отчаяния, любви, победы и предательства самой неординарной звезды отечественной эстрады. Артистка открывает перед зрителями неизвестные страницы своей биографии и делится самым сокровенным.
Интересно, что на свой самый первый концерт в Ленинградской консерватории в 1955-м она вышла в вязаном свитере и лыжных ботинках! Последние она купила на стипендию. Как рассказывала сама звезда, во-первых, она считала эту обувь невероятно элегантной, а во-вторых, никакой выходной одежды у нее просто не было. Правда, певица быстро поняла, что с нарядом что-то не так. В зале воцарилась тишина. Там сидели мужчины в хороших костюмах, университетские профессора, их жены в бархате.
"Но, когда спела, на мой "наряд" уже никто внимания не обращал. Все искренне аплодировали, для меня это было самое главное", – делилась воспоминаниями исполнительница.
Артистка отмечает, что никогда не была жертвой моды и надевала всегда только то, что грело ее сердце. А в своем загородном доме она создала "павильон воспоминаний". Там собраны многие памятные вещи: шляпки, туфли, концертные платья, программки, афиши и награды.
Впрочем, была у славы Пьехи и обратная сторона. Находились те, кто не мог терпеть ее. Задорную и веселую артистку жестоко критиковали, на нее писали кляузы и называли "кабацкой певичкой". Об этом Эдита Станиславовна рассказывала в передаче "Привет, Андрей!" на телеканале "Россия 1".
Кстати, любимый цвет Эдиты Станиславовны – белый. Она говорит, что это своеобразная месть. Дело в том, что она трижды была замужем и ни разу не надевала свадебное платье. Сначала не было денег, а потом, как ей казалось, наряжаться уже не по возрасту.
И ведь даже в отношения с мужчинами Пьеха внесла свои порядки – она сама делала будущим мужьям предложение, хоть это и не было принято в обществе. Певица уже в 19 лет решила взять все в свои руки и предложила Александру Броневицкому пожениться. В программе "Судьба человека" с Борисом Корчевниковым" на телеканале "Россия 1" она откровенно рассказала о ревности мужа, его изменах и о своих попытках совмещать материнство с постоянными гастролями в 30 странах мира!
Так сложилось, что именно первый супруг после развода познакомил ее с Геннадием Шестаковым, представителем КГБ в Ленконцерте. Но и этот брак через семь лет рухнул. В какой-то момент певица стала замечать, что цветы, которые ей дарили поклонники, исчезали после выступлений. Оказалось, что Геннадий забирал их и относил другой женщине. "Я его побила, собрала чемоданы и подала на развод", – вспоминает Пьеха. Между тем в каждом российском городе, где она выступала, ей приносили корзину цветов с запиской от Администрации президента. Их отправлял сотрудник ведомства, ее давний поклонник Владимир Поляков. И вновь она сама сделала предложение избраннику, а через 12 лет снова подала на развод… Об этих эпизодах своей жизни она также рассказала Борису Корчевникову.
Именно Эдита Пьеха первой на нашей эстраде ввела традицию отмечать день рождения на сцене. С первых же выступлений у нее было много поклонников. Еще в 1960-х в этот день они оставляли цветы под дверью ее квартиры. Тогда певица подумала: "А почему нельзя на день рождения пригласить всех желающих, моих добрых друзей, подготовить хорошую программу?" С этой идеей она пришла к директору Большого концертного зала "Октябрьский" Эмме Лавринович, и та ее поддержала.
В рамках проекта "Площадь звезд" на телеканале "Россия 1" состоялся концерт "Звезда по имени Пьеха". Свою программу для этого шоу сама певица назвала "Никогда любить не поздно". И в этом – секрет ее неувядающей молодости. Именно Эдита Станиславовна доказала всем, что красота и искренний оптимизм не зависят от возраста, указанного в паспорте. А ее дочь Илона Бронивицкая как-то сказала: "Артисты, наверное, для того существуют, чтобы собой символизировать некие этапы жизни. Люди пришли в эту жизнь – и была Эдита Пьеха, молодая, красивая, западная, загадочная. Люди состарились, а Эдита Пьеха та же. Они на нее смотрят и думают: "Так мы ж не старые". То есть она является некой гарантией для целого поколения. И в этом ее божественная миссия".