Российские пивовары адаптируются к новым условиям
Западные ограничения повысили градус напряжения на российском рынке пива. Carlsberg, Heineken и AB InBev, на которых приходится более 60% продаж, заявили об уходе из нашей страны. Бельгийская компания продаст свою долю турецкой Anadolu Efes. Остальные пока ищут покупателя активов.
С начала марта рост розничной стоимости пива – от 5% до 20%. На столько же может повыситься ценник до конца года. Крафтовый сегмент подорожал еще сильнее – до 40% по некоторым наименованиям. Производителям авторских напитков сейчас особенно сложно – они используют различные фруктовые пюре, соки и другие добавки, цены на них также изменились. Но главное – некоторые поставщики хмеля и солода, а это базовые ингредиенты, объявили о приостановке поставок, хотя у иностранных поставщиков прямого запрета на экспорт нет. Сейчас компании ищут новых партнеров и выстраивают альтернативные логистические цепочки.
"Привезти контейнер хмеля — это не такая проблема. Другой вопрос, что все подорожало. Но, с другой стороны, пока курс держится таким, какой он сейчас, мы вышли плюс-минус на тот же рублевый уровень, который был в декабре-январе", – рассказал Александр Громов, генеральный директор крафтовой пивоварни Selfmade.
Selfmade после введения ограничений перестала экспортировать продукцию в Европу, где, несмотря на исторически богатую культуру пивоварения, она пользовалась популярностью. Предприятие перераспределило потоки на внутренний рынок. При этом компания давно сделала ставку на российские технологии.
Ежегодно здесь выпускают 45 тысяч литров. Пересматривать производственные планы менеджмент не собирается.
Сначала процесс брожения, который занимает 2-3 недели. Потом сырье настаивается еще от 3 недель до месяца. Кстати, все происходит в российских контейнерах – их выпускают на Урале.
Но некоторые проблемы все же остаются. В оборудовании присутствуют иностранные комплектующие, которые сейчас придется заменять.
"Например, линия розлива, которая у нас — это отечественное производство, город Москва. Первые баночные линии в нашей стране сделали 4 года назад, и этот сегмент очень хорошо развивается – малое пищевое машиностроение. Но проблема в том, что здесь очень много компонентов. Той же пневматики, электрики, которая у нас не производится. И очень многие компании, которые раньше поставляли какие-то компоненты, просто сворачивают свою работу", – пояснил Александр Громов.
В Европе из-за аномально жаркого лета и затяжной засухи урожай хмеля будет меньше, чем в последние годы. На глобальном рынке возникнет дефицит. 90% этого стратегически важного для отрасли ингредиента Россия импортирует, но наши аграрии готовы наращивать производство. Основным центром выращивания является Чувашия – республика обеспечивает 90% отечественного сырья.
"Если в Европе в основном выращивали раньше горькие типы хмеля с высоким содержанием альфа-кислоты, то наши сорта отличаются по ароматическим типам. И сейчас в моде крафтовое пиво, которое требует как раз ароматического и полуароматического сорта хмеля", – отметил Андрей Фадеев, директор Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства.
Региональные власти запускают различные меры поддержки, чтобы увеличить объемы посева хмеля и сократить сроки окупаемости инвестиций. Используя европейскую технику, предприниматели возвращали средства за 17-18 лет. Цель – сократить время до 5-6 лет.
"С Техсельмашем -- это чувашское предприятие – поработали над созданием комбайна. Да, комбайн нуждается в донастройке, так как хмелеуборочный период очень короткий. Донастроить комбайн сложно, тоже требуется время. Это один вариант. И как альтернативу мы рассмотрели, по цене вроде тоже укладываемся, – китайские комбайны, они их тоже производят", – сообщил Сергей Артамонов, министр сельского хозяйства Чувашской Республики.
Хмель, производимый в Чувашии, поставляется во многие российские регионы. В частности, в Краснодарский край. Торговый дом "Пино" ежегодно производит 7 миллионов литров пива из отечественных ингредиентов.
"Мы производим 7 миллионов литров в год готовой продукции. Присутствует в линейке 4 сорта пива – три светлых лагера разной плотности и одно темное пиво. Работаем с чувашским хмелем более 15 лет. Зарекомендовали себя как надежные поставщики хмеля с высоким качеством и очень стабильными показателями", – подчеркнул Давид Шихман, заместитель директора АО "Пино".
Несмотря не все сложности, российские компании во втором квартале увеличили производство пива на процент. А за первое полугодие – практически на два.