10 августа 2022, 13:22 10 августа 2022, 14:22 10 августа 2022, 15:22 10 августа 2022, 16:22 10 августа 2022, 17:22 10 августа 2022, 18:22 10 августа 2022, 19:22 10 августа 2022, 20:22 10 августа 2022, 21:22 10 августа 2022, 22:22 10 августа 2022, 23:22

11 августа 2022: Анри Тексье – Шанс для Пины Б. и Симоны с Робером

Случайно в нашем списке лучших дисков 2020 года рядом оказались два альбома: Closeness Э.А. Ванг (о котором мы говорили вчера) и тот, о котором речь сегодня – Chance Анри Тексье (Henri Texier) – молодой контрабасистки и контрабасиста, ветерана нового джаза.

Случайность – это неосознанная необходимость! Необходимость тут вот в чем: естественно, в карантинный год домашнее музицирование с помощью компьютеров и вообще электроники в количественном отношении увеличилось в разы. И уже не первый раз как только становится больше джаза электрического, сразу же обостряется обратная реакция – еще больше появляется джаза акустического, который играется, как говорят музыканты, "руками". Особенно это заметно на контрабасе – это инструмент очень тихий – его усиливают даже чаще, чем гитару. Но гитара, хотя бы просто с электроусилением, даже без "примочек" – все-таки уже другой инструмент. А контрабас – остается контрабасом. Не случайно, дирижер-классик Леопольд Стоковский еще в 1940-е годы считал, что в симфоническом оркестре группу из 8 контрабасов надо усиливать при помощи радиоаппаратуры.

Без "электричества" в кавычках обходятся и норвежская контрабасистка, и Анри Тексье, и их ансамбли. Тексье, напомню, – один из первых музыкантов свободного джаза в Европе. В 1965 году ему было всего 20 лет, но он уже смог составить свой ансамбль по образу и подобию квартета Орнетта Коулмэна. И его пластинки – одно из первых документальных свидетельств того, что новая фри-джазовая эпоха начиналась и у нас в Старом свете. Анри Тексье выпустил 4 десятка пластинок под собственным именем и еще больше с другими музыкантами.

В 1990-е внимание людей джаза привлекла Сюита Анри Тексье Carnet de Routes "Африканские путевые заметки" с ровесником Тексье барабанщиком Альдо Романо (Aldo Romano) и многообещающим молодым саксофонистом Луи Склависом (Louis Sclavis). Редкий случай программной джазовой музыки – как бы звуковые иллюстрации к альбому знаменитого фотографа Ги ле Керрека (Guy Le Querrec).

В 2020, в год своего 75-летия, Анри Тексье выпустил очередной альбом со своим квинтетом, составленным из молодых французских джазменов. Один из двух саксофонистов – его сын Себастьян Тексье, второй – Венсан ле Кан (Vincent Le Quang), Ману Коджа (Manu Codjia) на гитаре и Готье Гарриг (Gautier Garrigue) – на ударных. В чем-то "Шанс" – это иллюстративность наподобие "Африканских путевых заметок" – в том смысле, что названия напоминают о визуальных искусствах и о пейзажных зарисовках. Так, Cinecitta – это центр итальянского кино в Риме, Пина Б.- конечно же, балерина и хореограф Пина Бауш, есть композиция "Та же река" и даже астрономия – "Ланиакеа". Впрочем, "Симона и Робер" – это имена известных французских политиков, которые в детстве пережили фашистские концлагеря и остаются борцами за гражданские права. А по музыке – всё на грани актуального мейнстрима – хард-бопа и импровизации, которая впрямую не зависит ни от какого-то джазового квадрата, ни от конкретного модального образования.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация