10 августа 2022, 18:31 10 августа 2022, 19:31 10 августа 2022, 20:31 10 августа 2022, 21:31 10 августа 2022, 22:31 10 августа 2022, 23:31 11 августа 2022, 00:31 11 августа 2022, 01:31 11 августа 2022, 02:31 11 августа 2022, 03:31 11 августа 2022, 04:31

"Пять стихий чая". Выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии

  • Картинка
  • "Пять стихий чая". Выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии
  • Картинка
    "Пять стихий чая". Выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии
  • "Пять стихий чая". Выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии
В Японии сложилась особая культура приготовления и питья зелёного чая.

"Пять стихий чая" – выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии. Там сложилась особая культура приготовления и питья зелёного чая. Об истории этой национальной церемонии – Алия Шарифуллина.

"Человек, не выпивший чаю, находится в разладе со Вселенной" – гласит японская пословица. Появившись как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, чайная церемония стала элементом, без которой представить себе японскую культуру невозможно. В страну восходящего солнца чай был завезен в VII-VIII веках. И со временем из монастырей "чайное действо" перешло в жизнь светскую. В XII веке среди придворных аристократов даже проводили "чайные поединки" на знание сортов. Проходили и "чаепития с фуро", когда его участники поочередно принимали ванну и прямо в ней пили чай. О разных эстетических канонах японской чайной церемонии на этой выставке расскажут более ста музейных предметов: от кимоно до венчика для "взбивания" чая.

"На чашах можно проследить какую-то хронологию и эволюцию развития "чайного действа".Самые ранние чаши, которые использовались, это были китайские чаши и затем корейские. Затем японские керамисты включаются в эту историю керамики, как они иногда подражают своим континентальным соседям, иногда придумывают что-то исключительно новое и необыкновенное. Мы можем там же проследить историю такого уникального типа реставрации керамики, как кинцуги – это реставрация лаком и золотом", – отметила куратор выставки Анна Егорова.

Монах Эйсай в своих сочинениях описал лечебные свойства напитка и его связь с "пятью первоэлементами" – огонь, вода, дерево, металл и земля. Через эти стихии здесь и раскрывается история японской церемонии. Земля – это и чайный домик, в который можно войти только сильно наклонившись, независимо от статуса и богатства. Земля – это и чаша, с особым "пейзажем" поверхности. Любоваться формой и фактурой утвари – тоже часть церемонии. Из стихии металла предметов использовали немного: котелки и очаги со скромным декором. Тем не менее, выражение "поставить котелок" иногда используется как синоним "собраться на чаепитие". А вот Сэн-но-Рикю – один из главных чайных мастеров Японии участие металла в церемонии ограничивал.

"В японском языке слова "металл" и слово "деньги" звучат одинаково, записываются одним и тем же иероглифом. И Сен-но-Рикю рекомендовал как можно меньше использовать металл для того, чтобы символически отгораживаться вот от страсти к накопительству, к стяжательству, к деньгам", – заявила куратор выставки Анна Егорова.

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы "скромности и покоя" входили в противоречие со вкусами феодального правителя Хидэёси, предпочитавшего пышные приёмы и драгоценную утварь. Для него даже построили чайную комнату, покрытую золотой фольгой. Сэн-но-Рикю был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Характер чайных церемоний в Японии за всю её историю менялся не раз. Аристократические чаепития XIII века с поэтическими турнирами требовали изысканной и редкой посуды. А с XVII века все устремились к экстравагантности и декоративности.

"Было довольно много церемоний, которые устраивались для крупных феодалов, которые безусловно хотели продемонстрировать своё богатство, свой статус. Но при этом, ещё и высокий вкус. Стали использоваться не только скромные умеренные, простые вещи как керамические чайницы, но и лаковые, декорированные золотом, серебром, инкрустацией, перламутром, так называемая, техника "Родэн", – заметила Анна Егорова.

Свод правил, особая партитура движений, порядок беседы. Японская чайная церемония – искусство регламентированное, но и свободное одновременно. Оно чутко реагирует на изменения в обществе, приспосабливается, модернизируется, погружая в свои тайны всё новые поколения людей.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация