11 августа 2022, 12:37 11 августа 2022, 13:37 11 августа 2022, 14:37 11 августа 2022, 15:37 11 августа 2022, 16:37 11 августа 2022, 17:37 11 августа 2022, 18:37 11 августа 2022, 19:37 11 августа 2022, 20:37 11 августа 2022, 21:37 11 августа 2022, 22:37

13 августа 2022: Эв Риссе: пианино – это не рояль. Но оно тоже может быть "подготовленным"

Как ни парадоксально, но это, оказывается, далеко не все знают. И механически переводят piano как "пианино", хотя, скорее всего, имеется в виду фортепьяно, и то и другое. Но в концертной практике в 99,9 % случаев все-таки, рояль. Справедливости ради надо сказать, что когда-то существовали и концертные пианино (более высокие, с декой большего размера); для них иногда и сейчас сочиняют (экспериментальную) музыку, например, польский композитор и пианист Зыгмунт Краузе.

Французская пианистка Эв Риссе (Eve Risser) еще в детстве увидела у своего учителя графические ноты для подготовленного фортепиано, заинтересовалась, но педагог настоял на академическом школьном репертуаре. И только окончив обучение по классу флейты (!) в Страсбургской консерватории, все-таки, выбрала фортепьяно. Умение играть непосредственно на струнах, причем "подготовленных" (на них и между ними крепятся специальные предметы) очень пригодилось ей в ансамблевой игре даже не на самом фортепьяно, а на всем, из чего можно извлекать звук.

В 2009-2013 Риссе была пианисткой Французского национального джаз-оркестра (состав его меняется раз в 4 года), который сыграл премьеру ее грандиозного сочинения "Белая пустыня" для нескольких хоров и десяти исполнителей. Параллельно она сотрудничала с японской барабанщицей Юко Осима (дуэт Donkey Monkey) и обращала внимание своей игрой на подготовленном фортепьяно. После сольного альбома, под названием которое могло бы принадлежать Клоду Дебюсси, Des Pas Sur La Neige ("Шаги на снегу"), Риссе выпускает в 2019 еще один сольный фортепианный альбом, но уже на piano droit – на пианино. Техника игры непосредственно на струнах и самой подготовки струн на этом инструменте несколько иная в отличие от рояля, не говоря о том, что можно извлекать ударные звуки еще и ногами. Это импровизация в реальном времени (или если угодно – спонтанная композиция) с идеальным чувством формы и ощущением звукового пространства (даже не верится, что все звуки извлекаются в реальном времени самой Эв Риссе) – длится музыка меньше 25 минут и условно делится на две части.

Несмотря на, опять же, типично французское название, даже, скорее, программу, восходящую к песне Габриэля Форе Après Un Rêve ("После сна"), в музыке чувствуется и другая французская традиция – как бы движение поезда (вспомните "Пасифик 2-3-1" А. Онеггера).

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация