Политолог оценил политику в отношении Литвы, Латвии и Эстонии
"У нас я всегда слышал следующие аргументы по поводу, почему нельзя делать резких движений в отношении Прибалтики, – заявил Сергей Михеев в эфире программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" (полные выпуски и отдельные эпизоды доступны на платформе "Смотрим"). – Потому что, мол, превалировать во всем должен экономический подход. Мы, говорили мне, выстраиваем экономические связи, и эти связи, а также рыночная экономика сами будут создавать благоприятное положение, и таким образом общая заинтересованность бизнеса, цепочки поставок, доходы создадут соответствующую благоприятную политическую обстановку. И это я слышал практически по всем странам СНГ".
"Этот бизнес-подход, который превалировал в нашем целеполагании, полностью провалился", – убежден политолог.
По его мнению, без экономики жить невозможно, она является каркасом для многих вещей, но крышей является не она, и это подтвердили все 30 лет нашего существования, когда выстраивали работу на создании взаимной заинтересованности по бизнес-проектам и были убеждены, что так и всё будет держаться, а остальным заниматься не надо.
"Мы считали, что важны только две вещи: хорошие взаимоотношения двух лидеров и заинтересованность нескольких финансово-промышленных групп, которые сидят на торговле. А все остальное – ерунда", – сказал Сергей Михеев.
"Во-вторых, мол, не надо про русских говорить и помогать им. Ты же можешь кого-то обидеть здесь. Давай за права человека вообще…, – продолжил эксперт. – К сожалению, внутренняя установка у находящихся здесь людей сыграла отрицательную роль во всем, что мы делали на постсоветском пространстве, потому что это косвенно стимулировало этнический национализм, который в реальности является идеологией всех постсоветских стран, кроме РФ и, может быть, Белоруссии".
По его мнению, этнический национализм, причем самый вульгарный и грубый, является идеологией всех стран постсоветского пространства. Почему на Украине это стало так болезненно? Потому что там он был наиболее искусственным, а в остальных странах это произошло естественным образом. И поэтому из той же Средней Азии и Закавказья миллионами изгнали русских, а мы этого не заметили. И точно так же не заметили и в Прибалтике
Третий фактор, считает политолог, – личная заинтересованность некоторых людей, у которых там есть собственность, а также заинтересованность нашей интеллигенции отдыхать в той же Юрмале.
"Всеми этими вещами надо было заниматься до этого. А тогда в лучшем случае мы слышали заявление МИД РФ, а на практике – ничего не было", – заявил Сергей Михеев.
"А сейчас мы имеем военный конфликт на Украине, на грани военного конфликта с восточной Европой, включая бывшую советскую Прибалтику, имеем странные отношения со странами в Средней Азии и Закавказье, которые формально являются членами наших объединений, а фактически делают только то, что им нравится, получая от нас помощь", – продолжил он.
По мнению Сергея Михеева, в отношении ответа на недружественные шаги нужен детальный аудит возможных экономических ответов, а все фразы типа "А давайте не будем" – должны быть отодвинуты в сторону. Второе: надо разработать политический ответ, то есть статус неонацистского государства. Третье: вернуться к тому, что нам делать, как нам помочь или как использовать людей, симпатизирующих нам и остающихся на территории Литвы, Латвии и Эстонии.