Дежурный по птицам: орнитолог рассказала, как работает в аэропорту Челябинска
Задача орнитолога в аэропорту – одна из самых важных. Валерия ни много ни мало, обеспечивает безопасность полётов. Дело в том, что аэропорт – огромное открытое пространство, его очень любят птицы всех видов. Если пернатый столкнётся с взлетающим самолетом – это может привести к поломке воздушного судна или даже трагедии.
Ее кабинет в челябинском аэропорту можно узнать сразу. Но в нем орнитолог Валерия бывает недолго, с самого утра собирает рабочую амуницию и отправляется на аэродром. Пешком или на велосипеде.
Кстати, такой специалист есть не в каждой авиагавани. В нашем аэропорту Валерия единственный "дежурный по птичкам". А, например, в питерском Пулково, есть целая орнитологическая группа.
Подросшие слетки – птенцы пустельги совершают первые вылеты из своего дома, но еще не научились опасаться самолетов, поэтому за крылатыми хищниками орнитолог Валерия следит особенно пристально.
А это перо крупного лесного голубя вяхеря или витютеня. Он не опасен, воспитает потомство и улетит восвояси.
"Сейчас самка насиживает кладку на одной из сосен".
Челябинская авиагавань разнообразна флорой. Здесь можно встретить серую ворону, чайку, голубя, воробья и трясогузку, реже краснокнижного для нашей местности полевого луня или черного коршуна. Вот, в обьектив попали сразу две птичьи пары.
"Мы можем применить сигнал охотника, сирены, выстрелы из пневматики, а если птица парит вот так, то она не реагирует на такие вещи. Проще создать условия, чтобы они здесь не появлялись", – рассказывает Валерия Гашек, инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов.
И не только выкашивать траву и уничтожать кустарник, а еще следить, чтобы вокруг аэродрома не устраивали свалки и не засеивали несанкционированные поля, которые привлекают пернатых. Попадание любой особи в двигатель самолета может привести к трагедии.
Раньше для того, чтобы обезопасить полеты от названных пернатых использовали исключительно технику. Так в авиагавани есть пропановые пушки, которые издают оглушающий звук, мобильные и ветровые отпугиватели.
Это стационарная биоакустическая установка. Она транслирует запись тревожных криков чайки. Такими звуками птица предупреждает об опасности собратьев. В аэропорту используют такую технологию, чтобы защитить взлетно-посадочную полосу от нежелательного визита птиц.
Но сегодня не все оборудование оправдывает свою эффективность, светоотражающая установка, похожая на диско-шар, уже давно не пугает пернатых.
"К сожалению, устройство теряет свою эффективность довольно быстро, птицы привыкают и попросту перестают на него реагировать".
Не все птицы в аэропорту одинаково вредны. По словам специалиста, возможности хищных пернатых можно даже использовать. Например, ловить зайцев. Но не безбилетников, а животных. Длинноухие могут выбегать на взлетно- осадочную полосу и сбивать показания радаров.
"Зайцы являются самолетоопасными видами, но, к счастью, есть такие виды птиц, которые их численность регулируют. Зайчатами питаюта врановые – это ворон, серая ворона и сорока. А взрослыми зайцами питаются ястребы-тетеревятники, который залетает с ближайших окрестностей", – комментирует Валерия Гашек, инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов.
Кстати, значительно меньше птиц на челябинском аэродроме стало не только благодаря штатному орнитологу. Валерия признается, что самые опасные для самолетов птицы – чайки. Но крупные и неповоротливые птицы практические исчезли после закрытия Челябинской свалки.