В Эстонии преследуют защитников памятника Т-34
При этом могилы и мемориалы эстонцам, воевавшим на стороне Третьего рейха и самим фашистским солдатам, останутся, судя по всему, нетронутыми. Чего не скажешь о тех, кто пытается сохранить историю и память предков.
В тишине люди склоняются над островком вытоптанной земли. Прямо посередине сияющий, как на детском рисунке, выложенный свечами, узнаваемый контур и траурная лента вокруг. 16 августа. В этот день памятник боевой машине, бившей фашистов без промаха, ушел в историю и теперь в заброшенном ангаре ждет решения своей участи. Вместе с ним этого решения ждут сотни тех, кто еще помнит.
"Это очень больно, когда люди, рожденные на территории Эстонии, люди, живущие тут всю свою жизнь, не имеют никакого значения для государства. Мы будем всегда помнить наших дедов и цену, которой досталась свобода всей Европе от фашизма", – говорят неравнодушные граждане.
Голос звучит за кадром. Произнести такие слова на камеру в свободной от цепей, оков и тоталитарного прошлого Эстонии – значит подписать себе приговор и приготовиться к встрече с правоохранительными органами. Дмитрия взяли прямо на озере, в палатке.
"Подъехал микроавтобус, начали сигналить, я никак не отреагировал. Они открыли палатку, выдернули меня за ноги на улицу, сломали мне ребра с левой стороны, попрыгали по голове. На вопрос, что вы мне предъявляете, молодой человек в балаклаве, были глаза видны, он усмехнулся и сказал: плохо себя ведешь", – рассказывает Дмитрий Люкакин.
Обвинения так и не предъявили, но продержали сутки. Айво Петерсон провел в камере двое суток.
"Пришли ночью, практически силой ворвались в дом, наручники силой, крики пугали детей. Я не боюсь и свою совесть, и свои действия отстаивать до конца", – говорит активист и руководитель движения KOOS Айво Петерсон.
Видимо, за то, что собирал подписи против сноса памятника. Петиция набрала столько голосов, что теперь эстонский парламент обязан ее рассмотреть.
"Это наша история, это наша память и мы хотим сохранить ее для наших детей. Выходим мы к танку сейчас и будем выходить дальше", – говорит Светлана Юдина.
Вместе с Айво и Дмитрием за "плохое поведение" были задержаны еще по разным данным 8 или 10 человек. Тех, кто просто приходил сюда почтить память героев Великой отечественной и символ борьбы и победы, снесенный с пьедестала.
Наделали "делов", по мнению многих здесь, еще 31 год назад. И сегодня годовщину этого события отмечают.
"День независимости воспринимается как траурная дата, потому что наше государство, наше правительство уничтожает нашу страну. Людям первого сорта можно иметь памятники, можно проводить парады ветеранам СС, можно гордиться тем, что их предки служили в рядах нацистов и можно молодых ребят вербовать в свои ряды нацистов. Люди второго сорта не имеют права на то, чтобы чтить память своих героев, своих предков, которые освобождали Эстонию от нацизма, от фашизма", – считает активист движения KOOS Олег Иванов.
Те, кому отказано в праве на память, – примерно 90% жителей Нарвы, разговаривающих по-русски. Граждан Эстонии, обладающих правом голоса.
"Среди русских ровно столько же и тех, кто считает Эстонскую Республику своим домом. Они, действительно, граждане Эстонии душой и телом. Мы видим их представителей здесь, в том же Рийгикогу, в правительстве, везде", – поясняет профессор Марью Лауристин.
Свечи на этом опустевшем историческом месте загораются каждый вечер. Люди ждут, когда их услышат. Их, конечно, слышат, но понимают по-своему. Накануне стало известно: в Эстонии сроют 22 воинских захоронения времен Великой Отечественной. Могилы воинов-освободителей, которые находятся, цитата, "в неподходящих местах", перенесут в какие-то "подходящие". 5 из них уже осквернены.