Электричество или еда: перед европейцами встал непростой выбор
Французы только начинают осознавать, что значит окончание периода изобилия, о котором сказал им президент Эммануэль Макрон. Свет становится роскошью: если год назад один мегаватт-час стоил 85 евро, то сейчас цена на него перевалила за тысячу. Продукция европейских заводов с такими счетами становится абсолютно неконкурентоспособной. Энергетики успокоить не могут – около половины атомных реакторов в стране не будут работать еще несколько недель. Ветра мало, а стоимость голубого топлива на европейских биржах превысила 3500 евро за тысячу кубометров. Сатирический еженедельник Charlie Hebdo изображает, как французский президент запасается дровами в Елисейском дворце: кто успел первым, тому и тапки.
Макрон ищет альтернативу в Африке. Впервые за пять лет он отправляется в Алжир, с которым ранее сам же испортил отношения, выразив сомнение, что алжирская нация существовала до колонизации. Мол, это французы привили им культуру, права и демократию. Теперь же риторика противоположная – он приезжает сразу на три дня, заискивающе говорит о дружбе, предлагает провести футбольный матч между двумя странами, ведь спорт объединяет, и создать совместную комиссию историков, для которых откроют доступ к французским архивам времен колониального прошлого. А все потому, что Алжир – первый по объемам поставщик газа в Европу. Цели визита всем понятны, хотя Макрон уверяет в обратном.
"Франция мало зависит от газа. Мы не в той ситуации, в которой оказались многие европейские страны. Для нас алжирский газ не меняет расклад, но такое сотрудничество позволит нам диверсифицировать поставки", – заявил французский лидер.
Непостоянство Макрона, противоречащие, часто противоположные друг другу высказывания, пишет Boulevard Voltaire, подрывают позиции Франции во внешней политике. Издание задается вопросом, будет ли в таком случае принимать во внимание слова, звучащие из Парижа, российский президент, которому Макрон продолжает звонить.
Не доверяет главе Французской Республики и вероятный будущий премьер Великобритании Элизабет Трасс.
– Президент Макрон друг или враг? – спрашивает Трасс журналист.
– Не могу определиться, но если я стану премьер-министром, я буду судить его по делам, а не по словам, – отвечает политик.
Лейбористы разразились критикой. Будто раскаленные камни шипят дипломатические круги соединенного королевства: "Оскорблять нашего ближайшего союзника в вопросах обороны и безопасности в Европе, особенно в военное время, просто безответственно".
Не поняли выпада госпожи Трасс и в Елисейском дворце.
"Если вы не способны сказать, являются ли французы и британцы друзьями или же врагами, нас ждут серьезные проблемы", – ответил Макрон на заявление Трасс.
Проблемы уже тут. Чехия созывает срочное заседание министров энергетики на уровне ЕС. В самой же Великобритании снова подняли тарифы на свет сразу на 80 процентов – с октября придется платить более 3500 фунтов стерлингов. Энергетический кризис продлится несколько лет, говорит Трасс. На что журнал The Economist на первой полосе задает уже риторический вопрос: а санкции против России работают? Потому что пока платить больше приходится Лондону, который демонстративно отказался покупать российскую нефть, ввел запрет, а потом обошел его, покупая ту же нефть, но дороже через третьи страны – берет ее, к примеру, в Бельгии.
В королевстве своей нефти нет. Главным поставщиком была Россия, на которую приходилось свыше 30, следом шла Саудовская Аравия – 19 процентов. А теперь цены снова поползли вверх: в субботу, 27 августа, стоимость литра дизеля обновит абсолютный рекорд, да и счета за свет обещают невероятно большие, гасить их предлагают в рассрочку. Эксперты подсчитали, что со следующего года одному домохозяйству в среднем придется выложить за электричество и газ до 10 тысяч евро за год, то есть примерно по 600-700 евро в месяц.
Нидерланды стонут от таких расходов, власти Гааги просят временно освободить город из-под европейских санкций, потому как так и не могут найти замену российскому газу.
Норвегия отказалась продавать топливо европейским коллегам по фиксированной низкой цене, хотя те предлагали подписать долгосрочные контракты.
В Италии уже открыто предлагают пересмотреть ограничения.
"Впервые в истории зарабатывает тот, кто находится под санкциями. Я прошу оценить полезность этого инструмента… Я не хотел бы, чтобы санкции подпитывали кризис. Надеюсь, в Брюсселе об этом думают", – сказал лидер партии "Лига", бывший премьер Италии Маттео Сальвини.
Парламент Испании утвердил рекомендации по экономии газа – освещение витрин и пустующих зданий на ночь будут выключать, в помещениях понизят температуру до 19 градусов.
В Германии тоже просят не топить, а согреваться в домах как-то иначе во имя экономии.
"Мы, конечно, не будем измерять температуру у вас в спальне. Частная жизнь неприкосновенна. Но мы обозначили ряд мер, которые касаются частных домохозяйств и возлагают на них ответственность вносить свой вклад в экономию газа", – заявил министр экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек.
Журналы в ответ предложили немцам начать ходить в душ к министру энергетики, на обложке он обещает и намылить, и согреть, чтобы вода не казалась столь холодной. Канцлеру Олафу Шольцу пока приходится потеть от одних и тех же неудобных вопросов.
– Мы должны мерзнуть ради Украины?
– Можем ли мы позволить себе игнорировать самую большую и самую богатую ресурсами страну в мире?
– Как вы намерены остановить рост инфляции?
"Мы решили ввести эти санкции, как и другие страны, не потому что мы этого очень хотели. Это решение далось нам ужасно трудно. Мы используем действенный инструмент убеждения России в том, что дальше так продолжаться не может. Это (президент РФ Владимир – ред.) Путин в данном случае совершил ошибку", – заявил канцлер ФРГ.
В ответ ровно так же, как было и в других городах, – все те же свист, недовольство и крики "Шольц – уходи".
В своей речи канцлер дал понять немцам: все, что сейчас предпринимает Германия, это не совсем ее решения, в Берлине сами не думают, а просто повторяют то, что делают союзники, главный из которых – Вашингтон. Будь то в вопросе санкций или поставках оружия на Украину.
"Президент США Джозеф Байден сформулировал это достаточно четко: он сказал, что не будет поставлять оружие, с помощью которого можно обстрелять территорию России. Я считаю, что этого принципа следует придерживаться всем остальным", – сказал Шольц.
Но Европа продолжает слать оружие и обещать новое, хотя активная военная помощь уже привела ее к дефициту оружия в собственных армиях. И это теперь еще одна проблема вдобавок к энергетическому кризису, инфляции и начавшейся в странах ЕС экономической рецессии.