Как Борис Уборевич-Боровский обустроил свою дачу?
Как приспособить историческое здание под современные нужды? Этому своих студентов учит архитектор, профессор Московского архитектурного института Борис Уборевич-Боровский. Свою дачу он обустроил именно по такому принципу: немного изменил интерьер деревянного дома, сохранив оригинальную архитектуру. В гости отправилась Юлия Струкова.
Вот так архитектор Борис Уборевич-Боровский работает с коллегами в своем доме на даче. Считает, архитектура – коллективный труд, и когда есть чувство локтя и некоторое соревнование – мастерская работает четче и продуктивней.
"Я все время вспоминаю знаменитые фотографии, когда проектировался Дворец Советов. Огромный холст, ватман и на нем передвигаются люди, что-то рисуют, чертят. Борис Иофан там был, Гельфрейх, Щуко делали свой вариант, потом их объединили как-то всех вместе", – рассказал архитектор Борис Уборевич-Боровский.
Много зелени, русский ландшафт, рядом Икшинское водохранилище. Места исторические – в послевоенное время здесь по указу Сталина давали землю под строительство дач генералам. Участки в 30 соток.
"Я приехал сюда зимой. Было неприглядно немножко, грязновато, как-то неуютно. У архитектора должно быть ощущение будущего. Он увидел что-то, и он должен понимать, что из этого сделать и что будет на этом месте", – пояснил Уборевич-Боровский.
Старый деревянный дом со скрипучими полами и сохранившейся архитектурой в русском стиле совершенно поразил Бориса Уборевича-Боровского. Он полагает, такое сооружение – работа прекрасного мастера. "Для "Военпроекта" в то время работали лучшие архитекторы.
"Может быть, даже это какой-нибудь Мельников, который этим занимался очень, потому что у него не было работы, и он как раз этим подхалтуривал, то есть он брал такие небольшие домики в разработку. Мельников, Щусев, очень известные. Может быть, даже Иофан", – рассказал Уборевич-Боровский.
Ничего не ломать. Сохранить все, что можно, и укрепить. Так решил новый хозяин дома. Новое – только в интерьере и немного в красках.
Вся деталировка, все эти окошки – все это осталось совершенно нетронутым, мы только это реставрировали. Это, конечно, появилась новая труба, потому что мы сделали внутри вот эту металлическую печку чугунную. Это тоже появилось, но я думаю, что такие небольшие вкрапления вполне возможны, они не меняют облик здания . Но самое главное – пропорции, масштаб.
Вроде совсем небольшой дом, но планировка идеальная. Первый этаж – гостиная, кабинет, столовая. Второй – более личное пространство со спальней, балконами и открытыми террасами.
"Знаете, как Булгаков писал "Театральный роман"? Он представлял маленькие фигурки, которые ходят в каком-то пространстве, в пространстве сцены. И это ему очень помогало. То есть он выступал как архитектор, фактически. Вот так же делается эта работа зодчим. То есть зодчий представляет, как живет семья", – отметил Уборевич-Боровский.
Чуть ниже дома была мастерская художницы, жены генерала – бывшего владельца дачи. Нынешние хозяева сделали из нее, так называемый, чайный домик. Рядом можно уединяться или нырять в бочку после бани.
В чайном домике – и кинозал, и музыкальный салон, и выставочное пространство.
То, как обустроил свою дачу Борис Уборевич-Боровский, на архитектурном языке называется "приспособление". Именно о том, как правильно приспособить историческое здание под современные нужды он рассказывает на своих лекциях на кафедре реставрации и реконструкции в МАРХИ.
"Те архитекторы, которые занимались этой работой в XVIII, XIX, начале XX века это были профессионалы высочайшего уровня, это были архитекторы с большой буквы, действительно Зодчие. Нам немножко не хватает знаний и образования, для того, чтобы подхватывать это знания", – заявил Уборевич-Боровский.
Эти знания необходимы, считает архитектор, ведь жизнь идет вперед. И надо научиться бережно сохранять наследие зодчих и сделать так, чтоб в пространствах, придуманных ими когда-то, сегодня было уютно и комфортно.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.