Как проходит реставрация Успенского собора Тульского кремля
В Успенском соборе Тульского кремля – редком образце русского барокко – продолжается реставрация. Восстанавливать настенную живопись в храме могут лишь в теплое время года, температура в помещении должна быть не ниже 15 градусов. О всех тонкостях процесса узнал Виталий Моторин.
Москва, Вологда, Тула, Волгоград, Суздаль – специалистов, которые сейчас работают на реставрации Успенского собора в кремле, искали по всей России. Здесь трудятся порядка 70 человек – это живописцы, скульпторы и резчики по дереву. В ведении последних само сердце старинного храма – уникальный алтарь.
Восстановительных работ, говорят специалисты, было немало. Здание храма в прошлом веке использовалось как склад. Одна стена горела в 60-е годы, и художникам пришлось бороться с копотью, другая – постоянно промокала под дождями. От сырости поверхность вместе с росписями просто расслаивалась, так что до реставрации как таковой еще надо было добраться.
"Всемером мы все это заклеивали марлей, отделяли живопись, штукатурку от стены, вынимали из образующихся пустот-карманов упавшие слои штукатурки и мусор, и все это обратно монтировалось. Это был титанический труд. Мы туда инъектировали известково-казеиновый раствор – это классическая технология. Известь с казеином прекрасно укрепляют штукатурное основание", – пояснил художник-реставратор Кирилл Филатов.
Все величие Успенского собора Тульского кремля понятно, пожалуй, только когда находишься внутри. Здесь около трех тысяч квадратных метров росписей. Чтобы их восстановить потребовалось возвести 14 ярусов вот таких лесов. Мы сейчас находимся на высоте десяти метров, то есть на пятом ярусе, ну, а основные работы – на самом верху.
Здесь, под сводами, появившиеся в 1762 году росписи приобретают первозданный вид. "Этот сюжет называется "Помазание Иисуса Христа миром". На этой композиции потрясающая детальная проработка, то есть мы видим яства на столе, у каждого есть кусочек хлеба, нож – замечательная проработка деталей. Я нашла определенное решение, чтобы максимально показать чистые, светлые авторские цвета, уложить все отставания, удалить пятна копоти", – сообщила художник-реставратор Анастасия Рогожкина.
Чтобы всей этой красоте больше ничего не угрожало, в соборе полностью меняют окна. Храм летний, в нем служили с Пасхи по Покров. Отопления нет. Задача – сохранить одновременно и микроклимат, и исторический вид. Плановый срок окончания работ – конец 2024-го.