8 сентября 2022: Мари Круттли ненавидит, когда ее принимают за дуру
Новое для нас имя – Мари Круттли (Marie Kruttli, точнее – Krüttli). 30-летняя пианистка из Швейцарии как и большинство европейцев открыла для себя джаз уже после многолетних занятий классикой. Но высшее образование получила уже как джазовая пианистка в Лозаннне и Люцерне. Наша Марина Собянина (ансамбль "Джазатор"), которая живет в Швейцарии ненамного старше, интересно – они встречались? Мари Круттли первый свой альбом выпустила в 2015 году – и сразу же оказалась в столице мирового джаза – в Нью-Йорке. Прожила там и оперативно выпустила альбом с местными музыкантами. О нем восторженно отозвались и фри-джазовый классик Дэйвил Меррей (David Murray) и коллега-пианист Джейсон Моран (Jason Moran).
Звуковой идеал Мари Круттли – академический кул-джаз чуть ли не 1950-х годов. Как бы противоположность афроамериканскому соулу – новый энгармонический оборот для нее явно ценнее самого изысканного ритма.
В том же "евроджазовом" духе и новый, четвертый, альбом трио с барабанщиком из Нью-Йорка Джонатаном Барбером (Jonathan Barber) и швейцарским контрабасистом Лукасом Тракселем Lukas Traxel). Как и почти у всех и всё, что было опубликовано в прошлом году – это не новая запись, а 2018 года. Называется он вроде бесхитростно The Kind of Happy One ("Я вроде счастлива", берлинский лейбл QFTF), но среди названий треков типа Sad Song, Poppy Seed есть и такое автобиографическое "I Hate To Be Taken As a Stupid Person" ("Ненавижу, когда меня принимают за дуру"). А также – "L'Intrépide" ("Бесстрашный", неужели имеется в виду старый французский кинобоевик?) и явно знаковый, в том числе и по музыке Buried Giant ("Погребенный гигант"). Это отражения каких-то непростых взаимоотношений – конфликт, по словам самой пианистки, между "душевностью и энергетикой". Тем более, что этот трек сопровождается видеорядом – пианистка-блондинка, вся в черном, вроде бы просто двигается – танец или пантомима? Но сначала на фоне разрытой земли, потом на сцене, на фоне черного задника. Музыка при этом торжественная, многозначительная: одни отдельные аккорды без всякой мелкой техники, но очень изысканно связанные между собой своими же обертонами.