Работы классика пикториальной фотографии Николая Андреева представлены в Серпухове
Что такое пикториализм, и как это творческое направление развивалось в России, можно узнать в Серпуховском историко-художественном музее. Там проходит выставка работ фотографа Николая Андреева. Многие свои пейзажи он снимал в окрестностях Серпухова. И в 1924-м получил за них золотую медаль на выставке в Париже. Репортаж Ксении Егоровой.
Уроженец Серпухова, свидетель и участник крупнейших исторических событий – от Гражданской и Первой мировой до Великой отечественной – Николай Андреев никогда не изменял ни своему стилю, ни любимым сюжетам и точно знал, как не выезжая из Московской области, стать победителем мировых фотографических конкурсов.
Художник, экспериментатор, фотограф, любитель русского пейзажа во всей его поэтичности. Судьба Николая Андреева напоминает качели. Фотографу выпало стать свидетелем и участником многих решающих мировых событий.
"В 1914 году его призвали в армию. Он был ранен и попал в госпиталь в Петербурге. Там заболел тифом, и жена его оттуда еле живого привезла назад где-то в 1917-ом году", – рассказывает внучка фотографа Наталья Дурынина.
Золотые медали на международных выставках. Швейцария, Италия, Испания рукоплескали мастерству Андреева, его умению свободно мыслить, найти сюжет в самой обычном дереве или фигурке на горизонте. Все это – окрестности Серпухова, кстати. И полное забвение на родине уже к 30-м годам прошлого века. Пикториальная фотография с ее размытыми контурами или рассеянным светом – все эти тонкости стали ни к чему. Направление было признано буржуазным, основной курс изменен на репортажную съемку. Николаю Андрееву все же удалось сохранить свой стиль, но теперь фотографии помещались в основном просто в стол.
"Для нас важно не просто показать работы и рассказать о его жизни, но и привлечь внимание к сохранению дома Николая Платоновича Андреева, который находится в нашем городе – Серпухове – на улице Московской. Дом, в котором у Андреева было фотоателье, дом, в котором он работал как профессиональный фотохудожник, дом, откуда отправлялись работы на все выставки во все страны Европы", – говорит директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова.
Дом на Московской, о котором идет речь, сегодня выглядит вот так. Памятник регионального значения, где располагалась мастерская фотохудожника, хоть и передан музею, нуждается в дальнейшей реставрации. Кроме того, неясен статус и пристройки к памятнику – там сейчас располагается ритуальная контора. Все эти проблемы необходимо решать местным властям – статус мировой величины требует – ведь прославил художник Серпухов не только благодаря пикториальной фотографии, но и портретам своих современников, снятых по последнему слову техники.
"Если мы берем, к примеру, портретную фотографию, то это более крупные пластины с нанесением либо брома, либо желатиновой эмульсии. Здесь у нас представлены наборы для ретуши и рядом с ними представлены приборы, которые позволяли работать с фотографией. Это и сушилки для пластинок, и альбомы для хранения чистых негативов, а также всевозможные баки для проявки", – сообщил куратор выставки, сотрудник Политехнического музея Антон Смирнов.
Пикториалисты создавали свои шедевры с помощью линз, ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и различных техник печати. Ну, а по факту – стирали границу между фотографией и живописью. Это было настоящее искусство, главным героем которого для Николая Андреева стали родные пейзажи и свет.