Советские небоскребы до сих пор внушают трепет и вдохновляют
Сталинские высотки – семь монументальных небоскрёбов, а для СССР середины прошлого века это были именно что небоскребы. И всё это время в них не просто живут и работают – что считалось, считается и будет считаться невероятно престижным – в них, вокруг них, на их фоне снимают кино, о них слагают песни – особенно высотки любят московские рэп-исполнители. В общем, не просто здания: чистое вдохновение.
При появлении какого-нибудь строительного объекта, выдающегося во всех отношениях, горожане наделяют его своим народным названием. У сталинских высоток оно было одно на всех. Семь сестёр Сталина.
Они действительно очень похожи друг на друга. Эти семь монументальных, внушающих трепет, башен. Их строили как символ новой советской России. Но с очевидной отсылкой к нашей древней истории.
По задумке Сталина, высотки должны были стать неким продолжением Кремлёвских стен с башнями. Поэтому проект здания МИДа, по началу, без шпиля – вызвал недоумение.
"Строительство было передано от архитектора Минкуса другим архитекторам. Был достроен шпиль здания из временных материалов. И здание получило вот тот вид, который мы сейчас имеем", – поясняет Кирилл Алексеев, историк Москвы.
Возможно именно поэтому высотка на Смоленской стала единственной из семи без массивной звезды на шпиле. Главное её украшение – гигантский герб. Железобетонный символ Советского Союза расположился на трёх этажах и занимает 144 квадратных метра.
Шли ребята мимо зданья,
Что на площади Восстанья,
Вдруг глядят – стоит Степан,
Их любимый великан!
Речь в известном детском стихотворении идёт о высотке на Кудринской площади. С 1925 по 1993 год это место называлась Площадью Восстания. Строили высотку как жилой дом. С особыми привилегиями для особенных жильцов.
"В этом стилобате как раз планировались разные помещения для нужд жителей этого дома. То есть, почта, кинотеатр, ресторан, кафе", – рассказывает Виктория Фролкова, киновед, экскурсовод.
Две высотки из семи стали временным пристанищем для гостей столицы. Хотя изначально гостиница "Ленинградская" строилась как административное здание. Самым сложным из семи масштабных, небывалых по тем временам объектов, стала высотка у Красных ворот. Из-за существующих уже тогда линий метрополитена.
"При строительстве учитывалось такая коррекция здания после осадки. И она была рассчитана на 7 метров. Была рассчитана на то, что здание примет немножко другую форму. Поэтому здание было построено с небольшим креном", – рассказывает Кирилл Алексеев, историк Москвы.
Высотки, как, в общем, и любое необычное явление, годами обрастали мифами и легендами. Но немало у каждой и реальных любопытных фактов.
Конечно, есть своя история и у дома на Котельнической набережной. Причём эта история не лишена некоторого обаяния. Здание не раз получало роль в художественных фильмах. А главная задача абсолютно совпадала с реальностью. Высотка на Котельнической – дом для избранных и предел мечтаний простого гражданина.
Но стоило сделать шаг в один из подъездов высотки, и силы оставляли советских граждан, не привыкших к роскоши в быту.
С тех пор здесь почти ничего не изменилось. Блеск мрамора, лепнина, простор и внимательные консьержи. "Когда ты здесь сидишь, ты должен знать, какой человек идёт – житель это – не житель, да. Ну и, как обычно, улыбаться, не хамить, не грубить", – поясняет Ирина Евтушенко, консьерж.
Всего за четыре года на Ленинских горах построено самое высокое на тот момент здание в Европе. А по сути – студенческий город. С аудиториями, лабораториями, магазинами, медпунктом, бассейном, библиотеками. И общежитие с шестью тысячами комнат.
Строительство сталинских высоток – всех одновременно – было заложено в день, когда Москве исполнилось 800 лет. Спустя 75 лет семь знаменитых зданий, семь советских небоскрёбов, семь сестёр остаются архитектурными бриллиантами в ожерелье вокруг центра столицы.