Исполняется 75 лет со дня основания Музея имени Андрея Рублёва
75 лет исполняется со дня основания Музея имени Андрея Рублёва. Его создали, чтобы спасти от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в котором похоронен иконописец. Подробнее об истории музея – Антон Николаев.
Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева располагается на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, основанного еще в XIV веке. А к середине ХХ, то есть к моменту открытия музея, здесь уже мало что напоминало о древней обители, где когда-то монахом подвизался знаменитый иконописец.
"Экспозиция помещалась, главным образом, вот в том корпусе, который был преобразован из гаражей ОГПУ. Тут был пересыльный лагерь, и это все было достаточно видно. Здесь в притворах центрального собора в щелях пола находили эти самые печати ОГПУ, "тройка" там и прочее", – рассказал замдиректора по научной работе Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Геннадий Попов.
В архиве музея сохранились первые афиши и первые путеводители по музею, рассказывающие о древнерусском искусстве с марксистско-ленинских позиций. Но и это было прорывом для 1960-х.
"Сюда люди приходили для того, чтобы глотнуть воздух Древней Руси, можно сказать так. Прикоснуться к древнерусскому искусству", – сообщила ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Мария Яковлева.
Своей коллекции у музея при его основании не было. Иконы привозили из экспедиций. Один из шедевров – икона Успения Богородицы конца XV века предположительно кисти Дионисия. Происходит из Успенского собора в Дмитрове. А вот в каком виде представали иконы сотрудникам музея, принимавшим участие в экспедициях в советское время. "Они были подставками, ставнями, столешницами. Поэтому это иконы очень больные, их состояние нуждается в постоянном уходе, осмотре и помощи реставраторов", – пояснила главный хранитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Оксана Смирнова.
В собрании Музея имени Андрея Рублева и сегодня немало памятников, ожидающих реставрации. Нередко при этом специалисты удаляют поздние записи. Определить, есть ли под ними более древняя живопись, помогает доска. "И для этого нам приходится смотреть икону с оборота. Вот, например, вы видите, какая она тоненькая, она очень легкая. И сразу видно, что это, скорее всего, икона очень древняя", – показала старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Галина Назарова.
Эти иконы тверской школы иконописи тоже когда-то были привезены сотрудниками музея из экспедиции. Среди них несколько образов из иконостаса затопленного Калязинского монастыря. Неслучайно и выставка называется "Тверская Атлантида". "Иконы происходят из Троицкого Макарьева монастыря в Калязине, разрушенного при строительстве Угличского водохранилища", – отметил заместитель заведующего отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Алексей Гульманов.
"Тверская Атлантида – это как некий неизвестный прежде пласт нашей древнерусской культуры, который был открыт благодаря во многом энтузиазму наших молодых сотрудников, которые участвовали в этих экспедициях", – заявила старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Татьяна Нечаева.
Сохранилась в Музее Андрея Рублева и икона святителя Николая из затопленного Никольского собора, от которого до наших дней дошла только знаменитая калязинская колокольня.