На ВДНХ открылась выставка "Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко"
"Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко" – новая выставка на ВДНХ посвящена моде 1920-х. Начало новой эры: женщина ар-деко танцевала под джаз, управляла аэропланами и ездила в археологические экспедиции. Но сохраняла женственность. Как – расскажет Валерия Кудрявцева.
В таком монументальном павильоне "Рабочий и колхозница" – эталоне соцреализма – открылась "Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко", выставка-праздник – беззаботности, легкости, женственности, кокетства и чарльстона. Именно такой была мода двадцатых годов ХХ века. Главный вдохновитель и двигатель выставки – Назим Мустафаев. Из его обширной коллекции здесь – платья и туфли.
"Я лично 17 лет был директором очень крупной обувной выставки и по роду занятий четыре раза в год видел тысячи образцов черной, черной, черной обуви. В какой-то момент я понял, что должно быть что-то еще. И мы тогда задались целью написать книгу об обуви. Мы поняли, что ее надо как-то иллюстрировать и стали подбирать материал – и вот зародился музей. Остановиться не смогли. С тех пор написано уже шесть книг, и образовалась такая коллекция", – рассказал коллекционер Назим Мустафаев.
Секреты производства многих тканей для платьев не раскрыты до сих пор. В этом платье на греческий манер работы Мариано Фортуни – шесть вертикальных полос и в каждой полосе до 450 сладок, сделанных в воде. Спустя сто лет платье можно носить и стирать без ущерба для внешнего вида. А вот повторить такую плиссировку сегодня не может никто. Его, невероятно пластичное и романтичное, Марсель Пруст описывал в своих романах.
"Мои коллеги и друзья сделали все для того, чтобы в наши дни воссоздать эту атмосферу праздника, чарльстона, угара, шампанского, роллс-ройса. Вещи, представленные на этой вставке, – это вещи-свидетели большого праздника", – поделился историк моды Александр Васильев.
За коллекцией платьев и обуви ар-деко – история большой интересной эпохи. Например, целлулоидный каблук стал настоящим прорывом в моде. Целлулоид изобрели, чтобы заменить слоновую кость шаров в набиравшем популярность бильярде. Но вместо этого он пошел на женские каблуки, легко имитируя кость, яшму, перламутр.
"Я вам покажу одну модель, американской фирмы "Джей Джей Слейтор". В двадцатые годы они делали очень изящные вещи. И обратите внимание на подошву и перемычку. Она, конечно же, настолько узкая, что нога не может быть такой. Но попытка выделить и сделать ногу еще изящнее – это действительно нога Золушки", – пояснил Назим Мустафаев.
Первая треть ХХ века – уникальное время, когда машины уже помогали, но еще не заменили руку мастера. На выставке – более 300 экспонатов. Кроме туфель и платьев, коллекция нижнего белья Антона Приймака, раскрывающая секреты женщин двадцатых годов. Кружева, одноразовые панталоны ручной работы, яркие декоративные подвязки, кокетливо выглядывающие из-под ставших заметно короче юбок. И очень похожая на современный шейкер для коктейля ручная стиральная машинка для тонкого белья.
"Белье двадцатых годов – это время последнего красивого белья. Красивого и нежного, экологичного, потому что позже, когда в моду вошли искусственные материалы, потом синтетические, качество белья очень сильно пострадало", – сообщил коллекционер Антон Приймак
Ощутить ароматы ушедшей эпохи можно благодаря коллекции Элины Арсеньевой. Достаточно открыть прозрачный клош. А еще ни одной моднице не обойтись без аксессуаров. Пластик, бархат, стальной бисер, экзотическая кожа, вручную раскрашенный шелк – удивительные по разнообразию форм и материалов сумки из коллекции Павла Карташова дополнили бы самые разные образы.
"Если посмотреть на эту сумку, то можно понять разницу и размер катастрофы, которая произошла с люксом в наши дни. То есть эта сумка, которая похожа на корпус бинокля, не является чехлом. Это дамская сумка для очень богатой женщины, которая была сделана в Мексике", – заметил коллекционер Павел Карташов.
Мода двадцатых – образец яркого стиля ар-деко, когда мода и искусства были неразделимы, а красота и изящество стояли выше практичности и экономии.