"Богема" Пуччини в театре "Геликон-опера" – театральный эксперимент
Премьера в "Геликон-опере" – "Богема" Пуччини. У спектакля несколько постановщиков – это финалисты Международного конкурса молодых оперных режиссеров "Нано-опера" и Национального открытого чемпионата творческих компетенций.
"Богема" в "Геликон-опере" начинается неожиданно. Пуччини такого не писал. Сочинение композитора дополнили особенным вступлением. Дирижер спектакля, лауреат Первого конкурса Рахманинова Филипп Селиванов объясняет – такая "увертюра" настраивает зрителя.
"Шуруповерт, звук молотка, звук щетки, которая что-то чистит, разные монотонные звуки – они представляют ту атмосферу, в которой живут герои. Они занимаются рутинной работой", – комментирует дирижер Филипп Селиванов.
Собственная трактовка сюжета – не единственное новшество. Весь этот проект – один большой эксперимент.
"Мы объявили конкурс для режиссеров для спектакля "Богема". При том придумали мы так, что каждый акт в этом спектакле ставит один режиссер. Было огромное количество заявок", – рассказывает директор театра "Геликон-опера" и автор проекта Дмитрий Бертман.
В опере четыре действия – так что отобрали четверых победителей. В начале спектакля действие происходит на фабрике.
Первый акт поставила Елизавета Корнеева. Она объясняет – это очень современный сюжет, сегодняшняя богема – это большинство жителей мегаполиса.
"Легкость бытия, когда вы можете работать, например, таксистом, а мечтать быть великим художником, но для этого ничего не делать, развиваться при этом в области такси. И до конца своих дней верить, что просто вас, наверное, не заметили" – говорит режиссер Елизавета Корнеева.
Режиссер подчеркивает – сегодня "богемная" модель отношений стала повсеместной. Между героями этой истории сначала возникает сексуальная близость – и только потом происходит знакомство.
Фабрика в стиле лофт во втором акте превращается в ночной клуб со страбоскопами и неоновыми огнями. Режиссер второго действия Дмитрий Отяковский считает, это одновременно четыре разных спектакля – и единое художественное высказывание.
"Обычно если сравнивают двух режиссеров, у них все разное. Разные костюмы, разные декорации. И за этим часто суть нашей профессии, а именно анализ музыкальной драматургии, она часто теряется. И вот здесь можно увидеть, как актеры, переходя из акта в акт, вдруг удивительным образом перевоплощаются, через каждую нашу уникальную оптику. Я думаю, что увидев спектакль вы в этом убедитесь. Что вроде бы ничего не поменялось, все то же самое. Но все абсолютно разное", – рассказывает режиссер Дмитрий Отяковский.
Фабрика и ночной клуб находятся рядом с парком развлечений. Там и происходят события третьего акта. Все четыре режиссера уверяют, что ни разу не поссорились, а творческие споры – только на пользу.
"Самое главное, как мне кажется, это определить способ существования для артиста. То есть даже не что он будет играть, а каким образом", – делится режиссер Михаил Геллер.
Четыре изначальные концепции в итоге превратились в пятую. При этом живой процесс репетиций и актерские индивидуальности тоже вносили свои коррективы.
"Артисты в "Геликон-опере просто потрясающие. Они задают очень много правильных вопросов. Они сами очень много предлагают. И как будет развиваться персонаж, я, например, к четвертому акту вообще не знала. Мы тут смеялись с ребятами, что была одна просьба – чтобы никто раньше времени не бил героев", – рассказывает режиссер Ляйсан Сафаргулова.
До четвертого акта дожили все. Но финал неизменен – Мими погибает.