Желающих нажиться на мобилизации проверит ФАС
В магазин "Хаки" в Москве, который позиционирует себя, как армейский военторг, съемочная группа отправилась вместе с представителями Общероссийского народного фронта (ОНФ). Цена на берцы – онлайн и на прилавке – отличается.
– Было 3 150 – стало 5 150. То есть, на две тысячи (подорожало), на 70-80 процентов.
В онлайн-версии магазина покупателей предупреждают, что стоимость в рознице может отличаться от указанной на сайте "из-за атак европейских хакеров".
– Скажите, а почему на сайте у вас цена одна, а здесь уже другая?
– Здравствуйте. А потому что меняются цены.
– А почему они поменялись?
– Это вопрос к руководству. В прошлую смену я еще продавала по старым ценам, – отвечает продавец.
Подорожало, впрочем, не все. Майки, куртки стоят столько же, и они есть в продаже. А у прилавка объясняют, что повышение на некоторые категории товаров плановое.
– Сейчас не было поступления.
– Конечно, это цены позапрошлого года.
– То есть, нет такого, что пытаются нажиться на мобилизованных, продавать им по завышенным ценам?
– Нет, я думаю, что нет. Это однозначно. С ценами, я считаю, что у нас цены хорошие!
У покупателей мнение другое.
– Цены реально большие. Чтобы закупиться, посчитайте, сколько надо – тельник, теплое белье, шапки, берцы. Потому что те, что дают, они полетят, запасные берцы нужны. Вот и посчитайте, сколько выходит, – предлагает покупатель.
Историей заинтересовались Генеральная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба.
– ФАС России запросила у крупнейших торговых сетей – "Военторг", "Спортмастер" и "Хаки" – информацию о динамике отпускных и закупочных цен на спецодежду, обмундирование и снаряжение. У маркетплейсов Ozon, Wildberries запрошены данные об отпускных ценах и динамике объемов продаж, – отчитывается начальник управления общественных связей ФАС Жанна Караганова.
Цены на технику, которую используют на фронте, выросла настолько заметно, что это сложно игнорировать. Например, квадрокоптеры теперь можно купить только партией – не меньше 9 штук. И каждый обойдется под миллион рублей.
В "Военторге" в Самаре говорят: цены пока держат на прежнем уровне. Но все быстро раскупают, а сколько за следующую партию запросят поставщики – непонятно.
– Спрашивают тактические перчатки, наколенники, спальные мешки, форму, – перечисляет продавец.
– Все у вас есть?
– К сожалению, нет. Уже ничего нет. Мы цены свои не меняли. Как были у нас цены, так и остались.
Похожая ситуация и в других городах. Воронежский магазин экипировки: обуви 42-го размера просто нет.
– Сейчас остались в основном только 40-й и кое-где 41-й, – констатирует продавец магазина.
Призывники, которые уже сегодня уезжают на боевую учебу, личные вещи все-таки покупают.
– Плюс-минус по мелочам вышло на тысяч 30, – говорит о ценах попавший под частичную мобилизацию. – Взял с собой берцы, аптечку, нижнее белье, носки.
– Кроссовки, ботинки утепленные, носки, флисовую одежду. Государство выдает, но хочется получше себя чувствовать в своем, – поясняет цель закупок другой призывник.
После того, как завершатся проверки, тем, кто пытается нажиться сейчас на продаже экипировки, грозит как минимум серьезный штраф. А об отношении к таким людям откровенно высказалась бабушка одного из мобилизованных в Челябинске.
– Бессовестные те люди, которые пользуются моментом, что ребята уходят в армию, – говорит пожилая женщина. – Телефоны – подняли цены, белье – подняли цены. Они что думают, что разбогатеют? Кому война, а кому мать родна? Да пусть они будут такими ***, короче.
А сами мобилизованные предлагают отправлять таких продавцов в их экипировке – в зону специальной военной операции в первую очередь.