Выставка к 90-летию авангардиста Валерия Юрлова открылась в столице
"Чтобы увидеть себя". Выставка к 90-летию авангардиста Валерия Юрлова открылась в столице. Художник на протяжении долгого времени занимается исследованием парных геометрических форм, даже создал собственную систему. Чтобы лучше разобраться в ее тонкостях, Юлия Кундрюкова сначала отправилась в мастерскую Валерия Юрлова.
Голливудская улыбка, мастерская, заставленная десятками работ, постоянный поиск и исследования. Валерий Юрлов – последний авангардист, как говорят искусствоведы, прошёл путь от классической линии рисунка к абстракции и философии. Получил образование у выпускников ВХУТЕМАСа. С конца 50-х начал разрабатывать собственную азбуку геометрических форм. Одно из ключевых исследований – взаимодействие двух форм. Сам художник говорит, что видел подобное в китайской и японской культуре, взял идею за основу и развил в духе авангарда.
"Я сделал две формы, которые могут одна превращаться в другую. Это очень простая вещь. Это, кстати, очевидно вот даже здесь, потому что она у меня была и в Третьяковке, и в разных музеях. И я ее как на обложке всегда как плакат держу. Это не эталон, а просто расшифровка того, что происходит", – заметил художник Валерий Юрлов.
Некоторое время он делал рисунки для издательства "Детгиз", но очередная работа их не устроила, и Юрлов вскоре уехал в Абхазию. Он развивал идеи взаимодействия пары форм в живописи, графике, коллажах, объектах. И однажды даже написал письмо Иоанну Павлу II – предложил идею инсталляции.
В начале 80-х Валерий Юрлов начал изучать философию Николая Кузанского и русское богословие. Одно из своих исследований он назвал "Троица" – два предмета находятся во взаимодействии, а третий – это сознание, которое за этим наблюдает. В середине 90-х он переехал в Штаты, многие его работы находятся в американских галереях. Сейчас вернулся домой. И в последние годы сделал новый шаг – создал целую серию работ, которую и решил представить на выставке в Москве. Работы – о времени карантина.
"Я решил сделать, как я вам рассказывал, такую довольно весёлую, не мрачную, а довольно весёлые такие композиции. Вернуться, как говорят, к молодости, где я цветом увлекался. Вот здесь как раз дзен-буддизм, здесь разные такие почти юношеские искания", – отметил художник.
Свет тоже влияет на форму: он может смещать предметы, как на этой инсталляции из четырех работ. Линия либо перемещается, либо отталкивается, а в итоге становится шире и почти выходит за край полотна. Всё в постоянном движении. Здесь же на выставке – фотографии его дневников-исследований. Здесь, например, утверждение, что если менять положение плоскости, то возникает разное состояние шара. Предметы взаимосвязаны и неотделимы.
"Имея инструментарий русского авангарда начала XX века, он насыщает эмоционально и пластически это всё формами, такими уже века XXI. И это уникальная такая ситуация, потому что Валерий объединяет в себе и традицию такой ранней русской абстракции, и послевоенной, и прямо-таки совсем современной", – отметила искусствовед Кирилл Алексеев.
Одна из новых работ – "Малага. Памяти Пикассо". Валерий Юрлов использует в ней и знак креста, и снова – взаимодействие цвета и формы. Посвятил одному из своих любимых художников, близкому по духу и мысли. Валерий Юрлов – адепт углубленной работы, не принимает постмодернизм и верит, что в скором времени эпоха поверхностных компиляций сменится серьезной работой мысли.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.