6 октября 2022, 08:24 6 октября 2022, 09:24 6 октября 2022, 10:24 6 октября 2022, 11:24 6 октября 2022, 12:24 6 октября 2022, 13:24 6 октября 2022, 14:24 6 октября 2022, 15:24 6 октября 2022, 16:24 6 октября 2022, 17:24 6 октября 2022, 18:24

Музей музыки открыл выставку, посвященную 100-летию российского джаз

  • Музей музыки открыл выставку, посвященную 100-летию российского джаз
  • Картинка
    Открытие выставки "Джаз! 100! Россия!" в Российском национальном музее музыки
  • Музей музыки открыл выставку, посвященную 100-летию российского джаз
Экспозиция рассказывает о рождении жанра и сложных перипетиях, которые ему пришлось преодолеть.

Музей музыки открыл выставку, посвященную 100-летию российского джаза. Экспозиция рассказывает о рождении жанра и сложных перипетиях, которые ему пришлось преодолеть. О троекратном "восхождении" джаза в нашей стране – Юлия Кундрюкова.

У русского джаза есть вполне конкретная дата рождения – 1 октября 1922 года. Тогда состоялся первый джазовый концерт в Москве. Выступал "Джаз-бэнд Валентина Парнаха". На выставке есть видео-реконструкция одного из его выступлений. Эти странные движения и необычная музыка поразили советскую публику, и популярность бэнда моментально взлетела. "Здесь книга нашего первопроходца Валентина Парнаха, который не был музыкантом. Историю джаза в нашей стране начал не музыкант, а поэт и танцовщик. Мы видим его новаторские танцевальные позы, и книга его стихов, которая называется "Карабкается акробат", – пояснил научный консультант проекта Кирилл Мошков.

Рядом – первая не только в нашей стране, но и в мире – книга о джазе. Вышла в 1926 году. Семен Гинзбург, молодой музыковед, составил ее из разных статей специально к первым гастролям американских джазменов. До второй половины 40-х годов российские музыканты не только постигали мировые стандарты джаза, но и придумывали в этой стилистике что-то новое. Дальше наступило время, которое Леонид Утёсов назвал "Эпоха разгибания саксофонов". В начале холодной войны джаз в Союзе стал "буржуазным искусством", саксофоны в оркестрах были задвинуты на второй план, вперед выставляли струнные секции, чтобы их визуально скрыть. Тогда уцелело два коллектива – Леонида Утесова и Артемия Айвазяна.

Кирилл Мошков, научный консультант проекта: "Фактически можно говорить, что история советского джаза в середине 50-х годов началась заново. Потому что новое поколение музыкантов очень мало общалось с предыдущим поколением. Некоторые молодые музыканты играли у стариков в оркестрах, но не наоборот: старики с молодыми музыкантами уже не играли, потому что они не знали новых стилей, возникших как раз за ту "Эпоху разгибания саксофонов".

В разделе "Оттепель" – несколько афиш, на которых прямо указано, что джаз – музыка не для всех. Новых музыкантов этого периода стали называть "поколением физиков" – многие из них были студентами технических вузов. Они осваивали джаз по радио – на коротких волнах, после одиннадцати вечера. Это был период появления ярких музыкантов: саксофонист Алексей Козлов, трубач Андрей Товмасян – на выставке есть модернизированный им французский корнет. После такого золотого времени джаза пришла эпоха перестройки, когда многие джазмены эмигрировали, и советский джаз фактически прекратил свое существование. В середине 90-х джаз в нашей стране опять возродился, во многом, благодаря системе образования. Возникла новая волна фестивалей, и сейчас, судя по словам Игоря Бутмана, снова – время взлета.

"У нас есть свой стиль, у нас есть своя страсть, у нас есть мастерство, основанное на нашей академической школе. Правильное преподавание, правильное отношение к звуку. Возьмите наших пианистов: у них рояль звучит лучше, чем у наших коллег. Это объективно", – отметил народный артист России Игорь Бутман.

Эта выставка, по словам директора музея Михаила Брызгалова, создавалась стихийно. Некоторые артефакты приносили прямо в день открытия. Говорит, это особенность музыкантов – они не очень организованно хранят вещи. И тут же призывает внести свою лепту в сохранение истории современного российского джаза.

Михаил Брызгалов, директор Российского национального музея музыки: "У кого есть что-то интересное, какие-то артефакты, какие-то свидетельства того, что было несколько лет тому назад – нужно обязательно приносить в музей на вечное хранение. Передавать в музей, потому что только в музее, и больше нигде, через 10,15,20 лет придут люди на выставку и увидят то, что было в далеком 2022 году".

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация