7 октября 2022: Квартет "Казе" и Икуэ Мори: Ветер и Песчаная буря
Ностальгическая получается неделя: сначала швейцарский квартет "Ом", который начинал еще в 1970-е и собрался в первоначальном составе во время первого карантина. Дальше был совершенно новый коллектив Cyanotype из штата Северная Каролина, записавший свой альбом путем обмена файлами с музыкальными импровизациями. Наконец, новый альбом Sand Storm ("Песчаная буря").
Икуэ Мори (Ikue Mori) – лично для ведущего "Музыки автономных областей" самая что ни на есть ностальгия. В первый или второй свой вечер в Нью-Йорке в ноябре 1990-го года я оказался в авангардном клубе "Рулет" (Roulette) – типа нашего культурного центра "Дом" – такой же небольшой зал, только тогда он был в жилом доме и даже не на первом этаже (на кухне просто так наливали горячий чай). Икуэ Мори по пластинкам уже знали хорошо, играла на ударных с группой DNA Арто Линдсея. В тот вечер у нее барабаны были электронные, но не ритм-машины, а еще как электрогитара – тоже "доска" с упругими поверхностями, имитирующими кожу барабанов; по ним надо бить барабанными палками или щетками. Со временем Икуэ Мори стала использовать и ритм-машины, но, скорее, как примитивные синтезаторы, чем как замену ударной установки. А потом и вовсе переключилась на цифровые источники звука – компьютеры. В этом качестве она приезжала к нам много раз – и с самим Джоном Зорном, и с проектом "Миллерз Тейл" (Miller’s Tale). И, наконец, в феврале этого года, с квартетом "Казе" (Kaze). Проект японской супружеской пары – пианистки Сатоко Фудзи (Satoko Fujii ) и трубача Нацуки Тамура (Natsuki Tamura). И двух французов – еще одного трубача Кристьяна Прюво (Christian Pruvost) и барабанщика Петера Оринса (Peter Orins). Совместный альбом с Икуэ Мори у них тогда еще не вышел, в нашей программе от 31.01 звучал только японо-французский квартет Kaze. Диск "Песчаная буря" – еще ярче и, я бы сказал, смелее, чем концерт. Хотя в записи обычно бывает наоборот – все строже, более выверено и умеренно и по настроению, и по самой музыке. В данном случае, альбом полностью оправдывает свое название Sand "Песчаная буря". К тому же название квартета "Казе" переводится с японского как "ветер". Похоже, и все треки названы соответствующе. В частности, Noir Poplar Питера Оринса, "Черный тополь" или по-русски еще "осокорь". Это большое кряжистое дерево, которое выживает даже в условиях песчаных бурь, если его засыпает песком. В музыке сначала из однородной магмы вырываются отдельные звуки, как вырывает деревья с корнем во время урагана, потом вдруг электроника Икуэ Мори производит каких-то виртуальных птиц и фантастических животных. И, наконец, мерные аккорды фортепьяно Сатоко Фудзи придают всему законченную форму.