6 октября 2022: Фил Минтон в пурпурной дымке
На этой неделе – классические диски музыкантов, которых мы очень ждали в 2020 году. Всех их должен был "привезти" независимый промоутер Кирилл Полонский, но, увы, никто из них, понятное дело, не приехал, хотя, за одним исключением, все они дорогу в Россию хорошо знают.
Ну, вот как певец Фил Минтон, живая легенда британского нового джаза. В 1960-е начал играть на трубе в знаменитом оркестре Майка Вестбрука и петь. И даже организовал вокальный квартет а капелла "Voice" ("Голос"), с которым выпустил только одну пластинку. И еще 2 трека live с Фестиваля вокального джаза Люблине в 1976 году вышли на коллекционном альбоме лейбла Poljazz. Году в 2008 я показал Минтону пластинку Poljazz’a – он о ней ничего не знал, и в результате я ему ее отдал. Мы с ним старые знакомые – с Пятого и последнего волгоградского фестиваля "Неопознанное движение" (организатор – Сергей Карсаев), куда в 1991 году мы вместе добирались целые сутки на автобусе. В 2019 году Минтон к нам приезжал с теми самыми супругами Вестбрук – Mайком и Рейт, у которых в свое время начинал. Но теперь уже только как певец. И в 2020 году должен был приехать 14 марта с Одри Чен, американской певицей из Берлина, c которой уже один раз был у нас.
В "Музыке автономных областей" – в свое время недооцененный альбом Christy Doran, Fredy Studer, Phil Minton, Django Bates, Amin Ali Play The Music Of Jimi Hendrix. Этим перечислением двое музыкантов легендарного рок-джазового ансамбля "Ом" из швейцарского Люцерна – гитарист Кристи Доран и барабанщик Фреди Штудер – подчеркивали паритетное участие в проекте с музыкой Джими Хендрикса всех пятерых: и клавишника, и духовика Джанго Бейтса (Django Bates в 1980-е основателя знаменитого молодежного объединения Loose Tubes), бас-гитариста-афроамериканца Амина Али (сына Рашида Али, барабанщика Джона Колтрейна) и Фила Минтона (заметьте: в противоположность поп-музыке вокалист указан последним; с новоджазовой точки зрения – он не более, чем равноправный участник коллектива). Издан альбом был под эгидой VeraBra, так называла свои лейблы Вера Брандес из Кельна, не просто продюсер, а знаменитая исследовательница звуков в системе массовой коммуникации. Похоже, какой-то тираж был допечатан лет через десять после первого издания в 1994. Потому что вдруг к диску снова стали проявлять интерес и критики и любители музыки. И встречен он был с гораздо большим интересом, чем в 90-е – тогда музыка Хендрикса воспринималась, все-таки, как рок, в котором слова (и, соответственно, певец) играют первостепенную роль. Минтон же, во-первых, изменял слова по своему усмотрению, а, во-вторых, интерпретировал их как новоджазовый импровизатор. В XXI веке все цитировали одну фразу из аннотации Джона Корбетта: "электрогитара Кристи Дорона, сына ирландского фолк-барда, очень напоминает кельтскую волынку". Точное наблюдение! А Фила Минтона стали слушать не столько как джазмена, сколько как авант-рокера наподобие Кэптена Бифхарта (Captain Beefheart).